И необыкновенный «кросс»
Lada Vesta SW и SW Cross
Выход на рынок новых моделей Lada Vesta SW и SW Cross вселяет надежду и сулит разочарование одновременно. Надежду на то, что Волжский автозавод перестает быть «мастерской» по сборке моделей прошлого века. Разочарование — потому что «лады», очевидно, больше никогда не будут столь же дешевы и доступны.
Х-фактор
Странно, что АвтоВАЗ еще не сделал «Арию мистера Х» своим новым корпоративным гимном. Между тем, философия «ИКС-образного» дизайна уже официально признана частью ДНК тольятинской марки. Главный «философ» марки — британец Стив Маттин. Именно с его приходом тема эстетики в сфере вазовской продукции перешагнула рамки бесконечных рассуждений об изяществе длинного и безобразии короткого (либо наоборот) крыла, или тонкостях модернизации низкой (высокой) панели своими руками.
С творческими методами нынешнего главного дизайнера АвтоВАЗа можно спорить. Но спорить с тем, что стиль новых Lada узнаваемый, конкурентный и перспективный невозможно. Новый дизайн Lada выполняет ту роль, какую и должен выполнять всякий дизайн: вызывать первоначальный интерес и обеспечивать индульгенцию за конструктивные и технические грехи. В пользу «Х-дизайна» и то обстоятельство, что он не отрывается от производственных возможностей компании, КБ которой в определенный период могло фантазировать сколько угодно и делать какие угодно концепты с обреченностью художников на песке. Нынешняя команда стилистов и конструкторов работает в более счастливой обстановке. Временной лаг между Cross Concept и серийными образцами Lada Vesta SW и SW Cross — всего два года. И то, что вышло с конвейера отнюдь не выглядит глубоко цензурированной версией чистого художественного замысла.
Во всяком случае, Vesta SW точно не выглядит как скучный «сарай» для измученного бытом женатика или крепкого — в далекой перспективе — хозяйственника. Стив Маттин настаивает на том, что это автомобили «вне традиционных сегментов», а их покупатели из той когорты, что не хочет «отказываться от яркого дизайна в пользу практичности» и стремится «найти идеальное транспортное средство на все случаи жизни». И даже в ярком сентябрьском Сочи, где восхищенные взгляды и возгласы традиционно адресуются загорелым красоткам, тестовые образцы Vesta SW и особенно ярко-рыжие Cross вызывали неподдельный интерес и заинтересованность окружающих.
На ум пошло
С технической точки зрения Lada Vesta SW и SW Cross — близнецы, не считая мелких «родинок». С эмоциональной — между ними ничего общего. За счет колес большего диаметра, увеличенного (с 178 до 203 мм) дорожного просвета, крепких молдингов и серебристых «щитов» под обоими бамперами Cross кажется выше, мощнее, атлетичнее. Броский цвет кузова, затейливый рисунок колесных дисков и хромированные патрубки выхлопной системы — пижонский набор, которым Cross цепляет и которого нет у просто SW. Интерьер Cross также ожидаемо более выигрышный.
Оранжевые обода в приборах, того же цвета вставки и нити на сидениях, эффектные под «змеиную» кожу или «царапанные» панели на дверях — все это выбивает привычные карты из рук любителей самодеятельного тюнинга. Но и без такой небывалой для марки орнаментальности обе варианта SW сделаны добротно. Владельцу новой «лады» не нужно вызывать представителей химзащиты для проверки источников удушающих запахов – их просто нет.
Как нет дребезжащих шумов, скрипов, стуков... и даже намеков на их скорое появление
«Бардачок» стал «перчаточным ящиком» не по функции, потому что его 14-литрового объема хватит вместить намного больше, чем лайковую пару или митенки, а по стилю. Крышка не падает, словно уставшая челюсть, а плавно опускается. Между передними сиденьями расположена высокая консоль, выполняющая роль и подлокотника, и отсека для мелких вещей, а также «домиком» для 12-вольтовой розетки и USB-порта. У меня нет никаких претензий по посадке: руль регулируется по вылету и высоте, а боковые зеркала столь широки, что можно обойтись и без их настройки — она, впрочем, тоже есть. К явным эргономическим просчетам можно отнести разве что расположение клавиши стеклоподъемника: за дверным поручнем ее не сразу заметно и тянуться к ней из-за этого самого поручня неудобно.
Если прежние модели ВАЗа делались с расчетом на умелые руки и смекалку конечных потребителей, самостоятельно доводящих «полуфабрикат» до ума, то в Vesta SW умные решения (пусть не оригинальные, пусть скопированные) заложены сразу. Подстаканники, сетки и ремешки для фиксации поклажи, крючки для пакетов, дополнительные отсеки для вещей в салоне, ровный пол багажника — все это мелочи привычные для индустрии в целом, но в случае с Lada пока еще проходящие по разряду «приятных сюрпризов». В топовой комплектации на моделях есть даже подогрев задних сидений – роскошь, ранее немыслимая на автомобилях из Тольятти. Чтобы продемонстрировать простор багажного отсека с 640-ым литражом, в демонстрационную модель были устроены два велосипеда. Правда, складных. Но зато не в ущерб запасному колесу, в нише которого есть отдельный органайзер.
Увезу тебя в Сочи
То, что АвтоВаз снова выбирает для премьерного теста своей новинки район Большого Сочи, с одной стороны патриотично, с другой стороны — объяснимо (в бархатный сезон автомобиль смотрится симпатичнее, а испытывается приятнее), но все же антипродуктивно для маркетингового продвижения. Черноморские горки и серпантины, во-первых, плохо сказываются на показателях топливной эффективности: практически все коллеги отметили расхождение фактического расхода топлива с декларируемым. Кроме того, горки обнажают слабости физических кондиций Vesta SW. 1,6-литровому двигателю не хватает ни мощи, ни момента.
На пути к Воронцовской пещере я чуть сбился с маршрута и заехал на дорожку, которая петляла-петляла, а кончилась крутым подъемом. Сгоряча рванув вверх, я уже через десять метров вынужден был переключиться на первую передачу. Но и на ней автомобиль вскоре умер, так что пришлось позорно «стравливаться» и пятится добрые сотни метров, рискуя сбить край обочины и рухнуть в пропасть. Лишние 16 «лошадок» и 22 «ньютона» картину не меняют. И это разумно, что организаторы выкатили на тест только модели с механической трансмиссией: российско-немецкая автоматизированная коробка АМТ пока набирает у журналистов больше отрицательных отзывов, чем «лайков». И если на ровных магистралях АМТ кажется вполне покладистой, то с перепадами высот ее капризность — особенно с непривычки — представляется зашкаливающей.
У водителя может возникнуть даже «джипперские» иллюзии и тяга отправиться к более заповедным достопримечательностям, но эту чепуху все-так лучше гнать от себя.
Польза от езды по козлиным сочинским тропкам все же обнаруживается: трудно придумать что-то лучше для проверки подвески. Другие пружины и амортизаторы на «кроссе», чем в обычном SW, дарят и совершенно иные ощущения от бросков по пересеченной местности и просто езды по камням и ямам. Нет этих глухих ударов, от которых сжимаются сердце и сфинктер рачительного автовладельца. Ровно такого на японском универсале я встретил на середине маршрута, ведущего к Ореховскому водопаду, одному из популярных уголков Сочи. Было хорошо заметно, как ему жалко корябать днище своей «ласточки» об острые дорожные камни, которых на пути к цели становилось все больше. И только вид моего автомобиля и бодрое словесное напутствие помогли ему не спасовать. Cross, к слову, этот маршрут и вверх, и вниз прошел весьма лихо. Автомобиль отрабатывает неровности и камни без намека на пробой. У водителя может возникнуть даже «джипперские» иллюзии и тяга отправиться к более заповедным достопримечательностям, но эту чепуху все-так лучше гнать от себя. Крепкая подвеска и большой клиренс — все, на что может полагаться автолюбитель. Вот если бы Cross добавить полный привод… Впрочем, как говорит один известный телегерой, это была бы совсем другая история.