Закон о реинтеграции Донбасса оставил Верховную раду без ответа
Документ вызвал ожесточенные споры в украинском парламенте
Сегодня на рассмотрение Верховной рады Украины был внесен президентский законопроект о реинтеграции Донбасса. Этот документ уже спровоцировал в парламенте противостояние сторонников президента из «Блока Петра Порошенко» с оппозиционными фракциями. По мнению противников закона, он допускает неприемлемые уступки самопровозглашенным республикам. Впрочем, тот вариант документа, который был распространен в Киеве накануне голосования, не содержит пунктов, которые могли бы вызвать столь решительное неприятие «патриотически ориентированных» фракций Рады. По мнению собеседников “Ъ” в Киеве, не исключено, что они сыграли на опережение, ожидая появления «неприемлемых формулировок» в качестве поправок к законопроекту, когда он будет рассматриваться во втором чтении.
На сайте Верховной рады сегодня был обнародован текст законопроекта №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».
Несмотря на то, что текст законопроекта вызвал в Раде бурные разногласия и обвинения в подрыве государственных интересов Украины, он полностью выдержан в рамках традиционной для Киева антироссийской риторики. Уже в преамбуле указывается, что «агрессия Российской Федерации против Украины началась с необъявленных, несанкционированных и тайных проникновений на Украину подразделений вооруженных сил и других силовых ведомств РФ» и что Москва «грубо нарушает» минские соглашения по урегулированию кризиса в Донбассе. При этом в пояснительной записке уточняется, что документ призван «создать новую правовую основу для решения задачи по отражению вражеской агрессии на Донбассе, а в перспективе — для восстановления территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ».
В основной части законопроекта говорится, что отдельные районы Донецкой и Луганской областей, «где вооруженные силы Российской Федерации и оккупационная администрация Российской Федерации установили и осуществляют оккупационную власть и общий контроль Российской Федерации», признаются «временно оккупированными территориями».
Далее сказано, что законопроект наравне с «общепризнанными нормами международного права» обговаривает статус «временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях», но конкретики по этому поводу в самом документе почти нет, что и дает почву для спекуляций.
В следующих пунктах обозначено лишь право жителей не подконтрольных Киеву территорий на владение имуществом, в частности на недвижимость и землю. Сохраняется это право и для городских и сельских администраций, а также государственных ведомств. При этом подчеркивается, что оно распространяется только на имущество, приобретенное по украинским законам (а значит, не по нормативным актам самопровозглашенных республик).
В качестве мер по возвращению Донбасса под контроль Киева предлагается, в частности, «развивать оборонные возможности Украины».
Впрочем, кое-что действительно новое в документе все же есть. Так, в статье 7 указывается, что ради восстановления территориальной целостности страны «обеспечивается приоритетность исполнения положений Минского протокола от 5 сентября 2014 года, Минского меморандума от 19 сентября 2014 года и “Комплекса мер” от 12 февраля 2015 года, касающихся безопасности». Москва и Киев давно ведут спор о том, какие из положений минских соглашений — о мерах в сфере безопасности или в области политики — носят приоритетный характер.
Кроме того, для «непосредственного руководства» силовыми и некоторыми гражданскими ведомствами Украины планируется создать новый орган — «Объединенный оперативный штаб вооруженных сил». Он будет «осуществлять планирование, организацию и контроль выполнения задач по обеспечению национальной безопасности и обороны».
Один из самых обсуждаемых пунктов касается торговли с не подконтрольными Киеву территориями. В нем почти нет подробностей — говорится лишь о том, что товары должны перемещаться через «пункты въезда-выезда», а другие меры будет вводить начальник «объединенного штаба» по согласованию со Службой безопасности Украины и органами исполнительной власти.
Несмотря на размытость формулировок и отсутствие конкретики, документ вызвал реакцию как в Донецке, так и в Москве. По мнению представителя ДНР на переговорах в Минске Дениса Пушилина, внесенный Петром Порошенко законопроект «не просто не учитывает пункты мирных договоренностей, а напрямую им противоречит». «Украиной в одностороннем порядке признается агрессия иностранного государства, вопреки позиции Совета Безопасности ООН, хотя только этот орган имеет право определять агрессию. В связи с этим об обсуждении и согласовании положений этого проекта с представителями республик, как это предусмотрено комплексом мер, говорить не приходится. Таким образом, данный законопроект полностью противоречит минским соглашениям и блокирует переговорный процесс,— сказано в заявлении Дениса Пушилина, опубликованном его пресс-службой.— Закон о возобновлении суверенитета, который наделяет президента Украины правом использовать вооруженные силы в Донбассе для обеспечения нацбезопасности и обороны, еще больше отделяет ДНР и ЛНР от Украины».
По мнению же главы комитета Совета федерации по международным делам Константина Косачева, законопроект «принят только с одной целью — чтобы как можно чаще повторить в одном тексте слова “агрессия” и “оккупация”» — и Киев «просто пытается лишний раз напомнить о себе на международной арене». Сенатор раскритиковал документ за неуместные ссылки на минские соглашения, «в которых, как известно, и в помине нет упоминаний про оккупацию и агрессию и речь идет об отдельных районах Донецкой и Луганской областей, а не о “временно оккупированных территориях” этих областей».
«Это путь в тупик, потому что подобные законы с пропагандистской начинкой неэффективны по определению, ибо из них выпадает самое главное — люди, жители Донбасса, которым хотя и обещают гуманитарную поддержку, но как пребывающим в “оккупации”, а не как взявшимся за оружие, чтобы отстаивать свои права. И пока Киев их “не видит”, шансы на реинтеграцию этих территорий будут таять и дальше»,— убежден Константин Косачев.
Среди политических сил Украины первой против законопроекта выступила фракция «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового. Ее представитель вице-спикер парламента Оксана Сыроид заявила: «Проект закона о реинтеграции Донбасса власть во главе с Порошенко собирается нам впарить. Центральная цель документа — легитимизация всех минских соглашений, подписанных в 2014 и 2015 годах. Это просто куски бумаги, поскольку не были ни обсуждены, ни утверждены Верховной радой». Госпожу Сыроид возмущает, что «после принятия закона Украина официально согласится на амнистию убийцам, изменения конституции… в том числе выборы (в Донбассе.— “Ъ”) под дулами российских автоматов».
Максим Юсин — о законопроекте о реинтеграции Донбасса
Чтобы прошел любой законопроект с любой фигой в кармане для националистов, нужно, чтобы вся прелюдия, вступительная часть была выписана в приемлемом для них идеологическом ключе. Там Россия будет названа агрессором 50 раз, а то и 150. И это никого не удивляет, это просто обычная часть. Любой депутат украинский, даже оппозиционного блока, который у нас принято поддерживать, будет Россию называть страной-агрессором.
В то же время депутат Рады от Радикальной партии Игорь Попов задался вопросами: «Планирует ли Украина выполнять политические пункты минских соглашений и если да, то при каких условиях? При каких условиях большая Украина готова реинтегрировать оккупированные территории? Считаем ли мы граждан на оккупированных территориях заложниками или они пособники оккупантов? И соответственно, с ними работаем или их наказываем?» По мнению господина Попова, ответов на эти вопросы сейчас нет. «Все это находится в стадии внутриукраинских дебатов»,— говорит “Ъ” Игорь Попов.
Источник “Ъ” в администрации президента Украины сообщил “Ъ”, что «документ обсужден и согласован с зарубежными партнерами». При этом «каждый депутат Рады сможет внести в него правки во время второго чтения».
«Документ о реинтеграции необходим, потому что закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» утратил силу,— продолжает собеседник “Ъ” из администрации президента Петра Порошенко.— Этот документ был принят осенью 2014 года сроком на три года. Его нужно пролонгировать и подкрепить новым законом — о реинтеграции. К тому же, закон определяет новый статус пребывания вооруженных сил Украины в Донбассе, завершая АТО. Он выстраивает новую систему управления, подчиняя все вооруженные формирования одному командованию».
Однако, по словам украинского политолога, экс-депутата Верховной рады Владимира Цибулько, закон будет непросто принять, так как, по мнению противников президента Порошенко в парламенте, речь идет не только о возвращении отдельных районов Донбасса, но и об усилении роли главы государства как верховного главнокомандующего. «А с этим тяжело смириться и главе МВД Арсену Авакову, и его партии “Народный фронт”, и прочим украинским политическим силам»,— заявил “Ъ” Владимир Цибулько.
Как бы то ни было, в Верховной раде не исключают, что законопроект может быть рассмотрен в ближайшее время.
В Донбасс пойдут иным путем
Через три года после начала конфликта в Донбассе, в июне украинские власти изменили свою стратегию на неподконтрольных территориях. Декларируя готовность запустить процесс сближения с мятежными регионами, авторы документа тогда даже были готовы изменить правовой статус «оккупированных территорий»
Янина Соколовская, Киев; Кирилл Кривошеев