«Надо готовить не просто врача, а специалиста, работающего с медроботами»
Директор института инновационного развития СамГМУ Александр Колсанов о трендах IT-медицины
Доктор медицинских наук, профессор, директор Института инновационного развития Самарского государственного медицинского университета Александр Колсанов рассказал о том, как виртуальная реальность помогает поставить больных на ноги, и о революции в здравоохранении благодаря IT-технологиям.
– Много ли сделано в России в плане внедрения IT в медицине? Какие тенденции определяют развитие IT?
– В последние два года в сфере IT-медицины происходит бурный рост. В СамГМУ мы начали заниматься этим направлением в 2010 году. Но особенно интенсивная работа в этом направлении ведется с 2013 года, когда было принято решение об активном взаимодействии вуза с партнерами – IT-компаниями. Тогда же на базе университета стартовала разработка проектов и создание продуктов в сфере IT-медицины. В 2013 году, имея за плечами ряд реализованных проектов, вуз и IT-компании обратились к губернатору и правительству Самарской области с идеей поддержать наше сообщество в сфере формирования новой отрасли экономики – «Информационные технологии в медицине». В августе 2013 года состоялось совещание на эту тему с участием губернатора, министров правительства Самарской области, а также IT-компаний и нашего университета, по итогам которого было дано поручение и, по сути, принято решение о формировании новой отрасли. За прошедшее время мы создали мощную инфраструктуру и сформировали команду специалистов из числа медицинских работников и педагогов, которые умеют «разговаривать» на одном языке с программистами. А из числа программистов мы сформировали команду экспертов, понимающих в медицине. Если в начале в нашем арсенале было три-пять проектов, то сейчас их количество измеряется десятками.
– Какая работа в IT-медицине ведется в рамках образовательного направления?
– В рамках образовательного блока мы сделали серьезный шаг. Например, первыми в России среди вузов-коллег открыли кафедру информационных систем и технологий в медицине, которую возглавил заместитель председателя правительства Самарской области – директор департамента информационных технологий и связи Станислав Казарин. На базе этой кафедры совместно с ПГУТИ (Поволжским госуниверситетом телекоммуникаций и информатики.– „Ъ-Волга“) и Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана по сетевому принципу впервые в стране была открыта магистратура по тематике IT-медицины. В рамках нее представители технических специальностей (математика, физмат, IT) осваивают медицинские азы по программе трех вузов. Первые пять человек уже прошли обучение, и часть из них в настоящее время трудоустроена и занимается разработками. Но мы продолжаем совершенствовать программу, активно погружаем магистрантов в проектную деятельность. Обсуждается также вопрос об открытии бакалавриата по этой специальности.
Кроме системы высшего образования работа ведется и в школах. На базе малого инновационного предприятия университета открыт Центр молодежного инновационного творчества. На его площадке для школьников 4 – 11 классов проводятся занятия по курсам «IT-медицина», «Анатомия», «Биология», «Клеточные технологии», «Нейроинтерфейсы». На этих курсах основным является проектная деятельность. Эта системная работа позволит будущим абитуриентам выбрать правильную специальность, сориентироваться по поступлению в СамГМУ, окончить бакалавриат и магистратуру.
У нас также есть идея по формированию в нашем университете диссертационного совета по тематике «IT-медицина», чтобы со временем готовить специалистов более высокого уровня: кандидатов и докторов наук, которые будут представлять Самарскую область как ведущий образовательный и научно-инновационный центр.
– Какие конкретно проекты IT-медицины сейчас активно внедряются?
– Наши проекты я бы разделил на две группы: одни связаны с образованием, другие – со здравоохранением: системами лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
Наиболее прорывным и знаковым из имеющихся образовательных проектов, известных в России и за рубежом, является 3D-атлас Inbody anatomy, который мы позже трансформировали в интерактивный анатомический 3D-стол «Пирогов». Дело в том, что в рамках обучения очень важно представить анатомию, чтобы студент мог видеть взаимное расположение органов в человеческом теле, сосудов, нервов и взаимоотношения различных анатомических образований. 3D-анатомический стол «Пирогов» как раз позволяет решить эту задачу. Благодаря этому продукту в интерактивном режиме можно изучить все виды анатомии человеческого тела: обычной, топографической, клинической, лучевой и рентгенологической. Учащиеся могут рассмотреть человеческое тело, разделить его на сегменты и органы, увидеть данные по КТ, МРТ, УЗИ, морфологии, гистологии и патанатомии. Наглядность этой разработки серьезно повысила качество подготовки учащихся, ординаторов и врачей. Этот продукт закупается в школы и вузы России и ближнего зарубежья – Киргизии и Узбекистана. Сейчас обсуждается вопрос о его внедрении в Белоруссии.
Из лечебно-диагностических проектов стоит отметить систему планирования и контроля операции «Автоплан», которая выполняется в рамках контракта с минпромторгом России и софинансируется правительством Самарской области. Мы за три года с нуля создали аппаратно-программный комплекс, помогающий проводить предоперационное планирование. Программа выстраивает работу таким образом, что доктор, получив данные больного с КТ, МРТ может полностью виртуально спланировать ход операции, максимально сократив время на ее проведение, снизив возможную кровопотерю пациента и дозу наркоза для него.
С помощью этой программы по всей стране сделано около трех тысяч операций. С нами работает порядка 30 ведущих центров из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других городов.
– IT-медицина несет не только новые возможности, но и риски. В чем они заключаются? Ведется ли работа по их предупреждению?
– Риски есть всегда и в любом деле. Но на их случай предусмотрен комплекс мер. Во-первых, если говорить об информационных системах в IT-медицине, стоит отметить, что для работы с ними предусмотрены технологические решения для защиты персональных данных в соответствии со стандартами. Во-вторых, сейчас законодательно введены существенные ограничения в сфере телемедицины, также направленные на защиту данных.
Чтобы исключить риски, связанные с воздействием технологий на человеческий организм, перед выходом на рынок любой продукт проходит серию экспериментальных исследований – проверяется на животных, испытывается клинически, токсикологически, технически и по другим параметрам.
– Есть ли у вас опасения, что в связи с автоматизацией медицины профильные сотрудники останутся без работы? Какие меры предусматриваются на этот случай?
– Сокращения сотрудников в связи с автоматизацией – это мировой тренд, и касается он не только медицины. Хотим мы этого или нет, внедрение робототехники, искусственного интеллекта и систем принятия решений произойдет повсюду рано или поздно – это вопрос времени. Информатизация со временем накроет все лечебно-профилактические учреждения. За этим наверняка последуют сокращения кадров. Людей надо будет встраивать в новые тренды, технологически новый уклад, чтобы они были трудоустроены и востребованы. Надо будет вводить новые специальности, менять, совершенствовать или оптимизировать образовательные программы. В связи с этим в ряде сфер деятельности, в том числе в IT-медицине, может возникнуть колоссальная конкуренция.
Что касается вуза, мы уже начали системную подготовку к этому. Мы понимаем, что в медицине пора готовить не просто врача, а специалиста, умеющего работать с медицинскими роботами и другими. Поэтому мы, как я говорил выше, готовим кадры на уровне школ и вузов.
– Встречаетесь ли вы с сопротивлением или настороженным отношением врачей и пациентов к внедрению IT в медицине? С чем это связано? Как решается эта проблема?
– Медицина – достаточно консервативная отрасль, но в ее сообществе есть прогрессивные люди, благодаря которым здравоохранение развивается, и мы работаем именно с этой категорией. Мы хотим, во-первых, снизить смертность, уменьшить число осложнений и поднять качество и доступность медицинской помощи. Во-вторых, мы добиваемся экономического эффекта от внедрения наших технологий.
Например, внедрение сервера для хранения медицинских снимков даст экономию до одного млн руб. в год по одному лечебно-профилактическому учреждению. Поэтому решения IT в медицине в эпоху денежного дефицита помогут здорово оптимизировать деятельность каждой больницы и решить вопрос кадрового дефицита.