Госсубсидии уплывают в Корею
Из-за норм ВТО России придется платить и иностранным верфям
Минпромторг хочет вернуть в правила госсубсидирования новых судов требование размещать заказы только в России. Оно было исключено при вступлении РФ в ВТО, и правительство уже столкнулось с тем, что судовладельцы хотят субсидий на заказы в Корее. Минпромторг также предлагает обсудить возможность введения потолка выплат на одно судно: при росте заказов крупнотоннажных судов расходы бюджета на их субсидирование могут вырасти к 2030 году до 12 млрд руб. в год.
На прошедшем 4 октября круглом столе об исполнении поручений президента по развитию внутренних водных путей глава департамента судостроения и морской техники Минпромторга Борис Кабаков попросил Минтранс помочь в продлении постановления правительства №383 (госсубсидии на проценты по кредитам и лизинг судов для компаний РФ). По его словам, проект согласован с Минтрансом, но столкнулся с замечаниями Минфина. Чиновник пояснил, что по субсидиям строят 98 судов (в 2017 году предусмотрено 2,3 млрд руб., в 2018, 2019 и 2020 годах — 2,5 млрд, 2,4 млрд и 3,9 млрд руб. соответственно).
Минпромторг надеется получить поддержку Минтранса и в части включения в постановление обязательств по строительству судов на верфях РФ. В 2008 году этот пункт в документе был наравне с требованиями резидентства РФ для судовладельца, банка, лизинговой компании. Но в 2012 году при вступлении РФ в ВТО его исключили. Сейчас, заявил Борис Кабаков, уже есть прецедент, когда компания, построив в Корее крупнотоннажные суда стоимостью около 6 млрд руб. на кредит российского банка, пришла за субсидией. Такие заказы за рубежом размещают нефтегазовые компании (там “Ъ” не ответили) и «Совкомфлот», где сообщили, что не используют постановление №383. Надежда Малышева из PortNews отмечает, что сроки окупаемости многих субсидируемых проектов не дошли и до середины и «на полпути менять правила игры» неверно. Но, признает эксперт, с учетом появления иностранных претендентов на субсидии согласовать это с Минфином будет сложно.
Борис Кабаков отметил, что Минпромторг столкнулся и с проблемой при «вступлении в строй верфи крупнотоннажного судостроения» (по описанию подходит «Звезда» консорциума «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка). Стоимость и, как следствие, субсидия на судно «река-море» и танкер Aframax в десять раз выше, говорит он. По плану «Звезды», согласованному с министерством и заказчиками, прирост средств на субсидии составит 1 млрд руб. в год, и к 2030 году достигнет 12 млрд руб., считают в Минпромторге, опасаясь, что это может не понравиться Минфину и Минэкономики. «Может быть, стоит обсуждать потолок субсидии на судно»,— предположил господин Кабаков.
Глава департамента Минпромторга также заверил, что выплаты по судовому утилизационному гранту (СУГ, субсидии на строительство судна при сдаче в утиль старого) пойдут в четвертом квартале, в бюджет на это заложено 393,7 млн руб. С судовладельцами заключено семь соглашений, выплаты планируются по шести. Для развития меры Минпромторг предлагает проработать с Минтрансом план утилизации судов и представить его в правительство.
В Минтрансе не предоставили комментарий. В Минэкономики подтвердили, что согласовали проект постановления, направленный в сентябре, но замечаний Минфина не видели. Предложения по строительству субсидируемых судов на российских верфях и о потолке субсидий еще не поступали, говорят в Минэкономики. В Минфине на запрос “Ъ” не ответили.
Глава совета директоров и совладелец «Водохода» Ришат Багаутдинов разделяет озабоченность Минпромторга: «Сейчас активно развиваются перевозки в Арктике и по Севморпути, это приведет к необходимости строительства, в том числе на верфях РФ, крупнотоннажных сухогрузов и танкеров высокого ледового класса, стоимость которых на порядок выше». По его словам, в такой ситуации необходимо либо увеличивать финансирование по 383-му постановлению, либо решать вопрос с доступом к длинным дешевым деньгам. Господин Багаутдинов согласен с предложением исключить возможность субсидирования заказов за рубежом. Он также напоминает, что при принятии СУГ был расчет на действие обеих мер в комплексе. «Но сейчас компаниям нужно выбирать между ними»,— говорит бизнесмен.
Источник “Ъ” в UCL Holding отмечает важность продления 383-го постановления, так как без него «было бы невозможно строительство флота, особенно в условиях экономической волатильности». Субсидироваться должно только строительство в РФ, уверен он, «надо изыскать возможности поддерживать судостроение без нарушения международных соглашений». Потолок субсидий источник “Ъ” счел «правильным» не только из-за ограниченности бюджета, но и с учетом экономики жизненного цикла крупнотоннажного флота с «большим запасом финансовой прочности». С другими судостроителями связаться не удалось.
Завотделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергей Афонцев напоминает, что нормы ВТО предусматривают принцип недискриминации зарубежных поставщиков, если на этот счет нет специальных оговорок, вносившихся при присоединении к организации. Проще объяснить, почему субсидию предоставлять нецелесообразно, чем реанимировать оговорку о преференциях национальным производителям, считает он. Иначе это будет поводом для подачи иска о нарушении РФ своих обязательств, замечает господин Афонцев.