Прокуратура оценила «репетицию выборов»
Обвиняемой в фальсификации бюллетеней грозит штраф
В Нижнем Новгороде завершились прения сторон по делу о фальсификации бюллетеней накануне выборов 2016 года в законодательное собрание Нижегородской области и Госдуму. Обвинение просит признать виновной подсудимую — директора библиотечной системы Сормовского района Зинаиду Застело. Защита заявляет о подмене понятий в уголовном деле, возбужденном главой регионального управления СК РФ Андреем Виноградовым. Адвокат просит суд внести представление генпрокурору Юрию Чайке и главе Следственного комитета Александру Бастрыкину, считая уголовное преследование незаконным.
Гособвинение просит Сормовский райсуд Нижнего Новгорода признать директора муниципальной районной библиотечной системы Зинаиду Застело виновной в фальсификации бюллетеней на выборах депутатов заксобрания Нижегородской области и Госдумы РФ в сентябре 2016 года. Напомним, главе МБУК «Централизованная библиотечная система Сормовского района» инкриминировали внесение отметок в 1162 избирательных бюллетеня в пользу разных кандидатов от разных партий. Как следует из показаний свидетелей, оглашенных в суде, 17 сентября накануне единого дня голосования председатель участковой избирательной комиссии (УИК) Зинаида Застело и ее подчиненные привезли в библиотеку им. П. И. Мельникова-Печерского бюллетени, в которых оказались фамилии двух снявшихся с выборов кандидатов. По согласованию с территориальной избирательной комиссией (ТИК) их решили вычеркнуть, и члены УИКа до обеда просидели в библиотеке с линейками и ручками. Позднее, когда большая часть собравшихся разошлась по домам, в сейфе обнаружилась еще одна необработанная пачка бюллетеней, которые Зинаида Застело сочла лишними, поскольку не знала, откуда они появились. Председатель УИКа, как она говорит, решила погасить лишние бюллетени, но уже в абонементной комнате библиотеки за закрытыми дверями. Это показалось подозрительным сотруднику Росгвардии, охранявшему избирательный участок. Он вызвал полицию, которая через стеклянную дверь, завешанную агитацией, увидела, как Зинаида Застело с зампредседателя УИКа, секретарем и заведующей библиотекой бросают бюллетени в урну, аналогичную той, что стояла в зале для голосования. На стук женщины долго не открывали дверь, а затем попытались уйти через запасной выход, но были остановлены. Свои действия, со слов сотрудников полиции, они назвали «репетицией выборов».
Зинаида Застело своей вины не признает. По ее словам, после расстановки в бюллетенях отметок за разных кандидатов она собиралась оторвать левый угол пачки в установленном законом порядке и завизировать их списание с двумя членами УИКа, но полиция не дала ей этого сделать. «Пустые бюллетени — это преступление», — заявила подсудимая, подчеркнув, что испугалась ответственности за них перед ТИКом и поэтому, вопреки закону, из-за стресса решила погасить бюллетени за день до выборов.
Гособвинитель скептически отнесся к заверениям подсудимой о намерениях погасить бюллетени, намекая на подготовку к вбросу, но запросил для Зинаиды Застело наказание в виде штрафа в размере 150 тыс. руб. по ст. 142 УК РФ («Фальсификация избирательных документов, документов референдума»). По мнению прокуратуры, обвиняемую с учетом ее заболеваний, отсутствием судимости и положительных характеристик не стоит лишать свободы или подвергать принудительным работам. Вместе с тем прокурор попросил суд внести представление председателю избирательной комиссии Нижегородской области, считая, что уголовное дело Зинаиды Застело говорит о недостаточной подготовке избирательного процесса в регионе. Судья Дмитрий Кащук справился о материальном положении Зинаиды Застело, сказав, что некоторые осужденные из-за отсутствия денег предпочитают заменить наказание в виде штрафа на лишение свободы. Подсудимая заверила суд, что в состоянии уплатить возможный штраф из пенсионных накоплений.
Защитник Зинаиды Застело Сергей Лебедев раскритиковал судебный процесс и позицию следствия, заявив о подмене понятий в уголовном деле, возбужденном лично главой управления СК РФ по Нижегородской области Андреем Виноградовым. Достав купюру в 50 руб., господин Лебедев стал доказывать, что метка на деньгах ручкой не делает их фальшивыми и провел аналогию с избирательными бюллетенями. «Я бы понял логику процесса, если бы подзащитную обвиняли в покушении на фальсификацию итогов голосования. Но подменять понятие „заполненный бюллетень“ на „сфальсифицированный бюллетень“ — это мелкое жульничество. Такие действия нельзя списать на юридическую ошибку», — заявил адвокат. По его словам, подмена понятий органами предварительного следствия подпадает под действие ч. 1 ст. 299 УК РФ («Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности»). Сергей Лебедев попросил оправдать Зинаиду Застело и внести частное представление генеральному прокурору Юрию Чайке и главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину о подтасовке обвинения.
После прений защитник подбодрил обвиняемую и посоветовал ей «копить деньги», а гособвинитель — обратиться в суд. «Рассрочку штрафа на три года дают», — подсказал прокурор.
Суд огласит приговор Зинаиде Застело 5 октября.