ОСК выбила деньги из бюджета
На льготный лизинг дают еще 2,5 млрд руб.
Минпромторг выделит до конца года еще 2,5 млрд руб. Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) на программы льготного лизинга. До этого корпорация получила на это почти 1 млрд руб., но этого не хватало для удовлетворения спроса судовладельцев. При этом в последующие годы ОСК рассчитывает на резкий рост бюджетного финансирования льготного лизинга: уже в 2018 году предлагается построить с использованием такого механизма 43 судна, а федеральному бюджету это обойдется в 29,7 млрд руб.
О дополнительном выделении ОСК в этом году 2,5 млрд руб. на льготный лизинг для строительства новых судов в среду в рамках круглого стола по итогам исполнения поручений президента о развитии внутренних водных путей сообщил директор департамента судостроения и морской техники Минпромторга Борис Кабаков. Ранее Минпромторг сообщал, что с 2017 по 2019 годы в уставный капитал кэптивной лизинговой компании ОСК «Гознак-Лизинг» будет внесено по 1 млрд руб. в год. Деньги, выделенные в 2017 году, должны направляться на строительство круизных судов колесного типа ПКС-180 (см. “Ъ” от 22 марта).
Президент ОСК Алексей Рахманов подтвердил после круглого стола, что 2,5 млрд руб. будет выделено дополнительно в лизинговую программу «Гознак-лизинга». По его словам, эти деньги будут потрачены, исходя из потребностей судоходных компаний, которые заявляют желание строить грузовые и пассажирские суда не только на верфях ОСК, но и на других предприятиях. В Минпромторге “Ъ” сообщили, что в рамках формирования проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на увеличение уставного капитала ОСК дополнительно предусмотрены 2,46 млрд руб. на лизинг гражданских судов. Эти деньги появились при перераспределении средств Минпромторга. Как ранее писал “Ъ”, сейчас у ОСК есть не менее двух крупных заявок на строительство круизных лайнеров (см. “Ъ” от 27 сентября).
Согласно презентации ОСК (есть у “Ъ”), по предварительной оценке, к 2030 году должно быть построено 35 круизных пассажирских судов на 58,4 млрд руб., 639 буксиров-толкачей стоимостью 224,7 млрд руб., 380 несамоходных судов на 49,8 млрд руб., 239 пассажирских и грузопассажирских судов стоимостью 63,3 млрд руб., 136 нефтеналивных судов на 108,8 млрд руб., 216 сухогрузов за 166,3 млрд руб. и 130 рыболовецких судов за 404,9 млрд руб. Всего, по оценкам ОСК, инвестирование бюджетных средств для реализации проектов лизинга к 2030 году позволит построить 1,2 тыс. судов на сумму свыше 739 млрд руб.
Согласно презентации, ОСК ожидает кратного увеличения заказов на новые суда и роста бюджетных траншей на их поддержку уже в 2018 году. В 2017 году за 0,95 млрд руб. из бюджета предполагается заложить четыре судна стоимостью 1,73 млрд руб., а в следующем году — уже 43 судна за 35,7 млрд руб. (на господдержку требуется 29,7 млрд руб.). К 2021 году количество заказов может перевалить за сотню судов, их стоимость достигнет почти 70 млрд руб. (53,2 млрд руб. из бюджета). С 2026 года, по расчетам корпорации, бюджетных средств на эти цели уже не понадобится. По расчетам ОСК, объем заказов не менее ста судов в год может держаться вплоть до 2025 года. В итоге к 2035 году общее количество судов, строившихся с господдержкой, достигнет 1,8 тыс. штук, их стоимость превысит 1 трлн руб., бюджет должен будет выделить на поддержку проектов 368,7 млрд руб.