Реконструкторы под прицелом
Следователи сочли боевым оружием копию фитильного мушкета
В Москве под следствием за хранение огнестрельного оружия оказался участник исторических реконструкций, в машине которого полицейскими был обнаружен фитильный мушкет. Проведенная по заказу следствия экспертиза отказалась признавать мушкет копией исторического оружия, сочтя боевым, и сейчас реконструктору Владимиру Масюку грозит приговор к четырем годам лишения свободы. Организаторы исторических фестивалей считают, что обвинительный вердикт может поставить под угрозу все реконструкторское движение в России.
22 февраля 2017 года машину Владимира Масюка остановили на Ярославском шоссе сотрудники ДПС. В ходе осмотра они нашли в багажнике кольчугу, мечи, шлем и копию мушкета XVII века, который и привлек внимание полицейских. Хотя ни пуль, ни пороха или фитиля в машине не было, они сочли мушкет боевым оружием. Господин Масюк попытался объяснить полицейским, что сам мушкет ему подарили еще в 2011 году, стрелять из него он никогда не пробовал и использовал исключительно как элемент костюма стрельца на различных военно-исторических фестивалях — к примеру, на реконструкции битвы при Молодях, Азовского сидения, или на фестивале «Времена и эпохи». Но полицейские вызвали следственную группу. После этого у реконструктора конфисковали мушкет, а его самого доставили в отделение МВД, где продержали 12 часов без составления протокола.
Как выяснил господин Масюк через три дня после задержания, следователи сочли, что из его мушкета можно стрелять.
23 марта на него было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия»). Мушкет был отправлен на баллистическую экспертизу, которая пришла к выводу, что он изготовлен кустарным способом по типу европейского мушкета XVI–XVII веков, относится к гладкоствольному огнестрельному оружию и «пригоден для производства выстрела способом дульного заряжания».
Экспертиза не стала проверять, производились ли когда-нибудь выстрелы из мушкета, и отказала господину Масюку в химическом исследовании, которое могло бы точно ответить на этот вопрос. Более того, по словам его адвоката Альфии Темир-Булатовой, баллистической экспертизе, чтобы доказать, что мушкет способен выстрелить, пришлось его модернизировать, изготовив для него фитиль и пули.
«В Коломенском был фестиваль, на котором использовались даже пушки»
По словам господина Масюка, до февраля у него никаких проблем с мушкетом не возникало. «Что далеко ходить, в августе в Коломенском парке был фестиваль, на котором использовались мушкеты и даже пушки, и никаких претензий со стороны полиции не было»,— сказал он “Ъ”.
Защита Владимира Масюка настаивает, что согласно положениям закона «Об оружии» для подобного мушкета не требуется специальных разрешений, лицензий и регистрации. Как пояснила госпожа Темир-Булатова, в России все оружие делится на три категории: боевое, служебное и гражданское. Гражданское оружие используется в охотничьих, культурно-образовательных целях или в целях самообороны и не имеет возможности стрелять очередями. Именно под это определение и попадает изъятый у господина Масюка мушкет. Кроме того, напоминает адвокат, в ст. 13 ФЗ указывается, что граждане имеют право на приобретение без лицензий антикварного оружия и его реплик. Как отмечает адвокат, в аналогичной ситуации с охотничьим ружьем на человека составили бы только протокол об административном правонарушении: «За ношение охотничьего оружия, действующего, с патронами, без разрешительных документов назначают 3 тыс. руб. штрафа и конфискацию предмета»,— заявила “Ъ” Альфия Темир-Булатова.
После четырех отклоненных ходатайств следствие согласилось на историко-культурную экспертизу, которую в сентябре провела Национальная ассоциация оружейных экспертов. Эксперты ассоциации также посчитали фитильный мушкет боевым оружием. Однако, по мнению защиты, экспертиза была проведена с нарушениями — следователь сам выбрал экспертное учреждение, не уведомив сторону защиты, а выводы экспертов, по мнению адвоката, оказались сомнительными: в тексте экспертизы отсутствовало указание на конкретную методику, по которой она проводилась, не указывались используемые приборы, вместо литературы были ссылки на форумы в интернете, не оговаривались конкретные причины, по которым мушкет не может считаться копией старинного оружия. Эксперт указал лишь, что не может признать данный мушкет копией, поскольку «не знаком со всеми образцами оружия XVII века».
«Человек со злым умыслом не будет использовать фитильный мушкет, который только заряжается пять минут»
В конце сентября дело Владимира Масюка передано в прокуратуру для утверждения обвинительного акта, и в ближайшее время оно может быть направлено в суд. «Мы бы хотели, чтобы дело отправили на доследование и чтобы была назначена повторная экспертиза, которую проведет Министерство культуры»,— поделилась госпожа Темир-Булатова позицией защиты, уточнив, что надеется на переквалификацию дела в административное. Если же дело завершится приговором, это создаст прецедент, способный повлиять на все российское сообщество реконструкторов. Как пояснил “Ъ” президент военно-исторического клуба «Копье» Павел Семенов, если Владимир Масюк будет осужден, то многие фестивали окажутся под угрозой, так как реконструкторы просто побоятся в них участвовать. «Сейчас под угрозой проведение фестиваля "СтрЕлец" в Липецкой области. Если Владимир Масюк будет осужден, фестиваль, в том виде, в котором он был, провести будет невозможно,— пояснил он “Ъ”, добавив, что государственные инстанции, в том числе Министерство культуры, не стали поддерживать господина Масюка: — Фестивали проводить так они готовы, а как ситуация проблемная возникла — разбирайтесь сами».
Организатор исторического фестиваля «Времена и эпохи» Алексей Овчаренко согласен с коллегой: «Множество мероприятий, которые проводят в культурно-образовательных целях, сейчас оказались под угрозой, так как люди просто боятся в них участвовать. В защиту Масюка выступают не только реконструкторы, но и все, кто связан с репликатами исторического оружия, ведь сейчас может быть создан очень опасный прецедент». По его мнению, само предположение, что репликат мушкета может быть использован в качестве оружия, абсурдно:
«Человек, который имеет злой умысел, возьмет обычное огнестрельное оружие, а не будет использовать фитильный мушкет, который только заряжается пять минут».
В Российском военно-историческом обществе считают, что Владимир Масюк сам виноват в сложившейся ситуации. Как заявили там в ответ на обращение реконструкторов с просьбой поддержать их коллегу, согласно ст. 7 закона «Об оружии», гражданам необходимо обязательное подтверждение соответствия копии старинного оружия конкретному образцу, имеющему историческую ценность. «Есть закон, который обозначает, что такое оружие. И реконструкторы должны либо приобретать лицензированное оружие, либо лицензировать то, которое произвели сами. Для этого надо идти в полицию, там есть эксперты, которые дают заключения»,— заявил ранее НСН экс-руководитель поискового направления Российского военно-исторического общества Сергей Мачинский.
«Экспертиза может показать, что стреляет и труба»
Как рассказал “Ъ” региональный координатор Крымского военно-исторического фестиваля Всеволод Радченко, который в том числе занимается реконструкцией сражений эпохи Наполеоновских войн, проблема, с которой столкнулся господин Масюк, не нова для реконструкторского сообщества, но до возбуждения уголовного дела дошло впервые. «К примеру, к нам в 2008 году в Бородино приезжали сотрудники можайской милиции и провели обыск, изъяв ружья, которые мы использовали. Потом экспертиза признала их рабочими боевыми, но так как по документам они проходили как бесхозные, то до возбуждения дел не дошло»,— рассказывает он.
По словам господина Радченко, последствием этой истории стало то, что реконструкторам пришлось два года использовать вместо аутентичных кремниевых мушкетов винтовки времен Второй мировой войны, арендованные у «Мосфильма».
Обычно подобные истории заканчиваются именно конфискацией, рассказывает Всеволод Радченко: к примеру, в июле этого года в Гусь-Хрустальном у реконструкторов Великой Отечественной войны были изъяты реплики винтовок Мосина. «Экспертиза может показать, что стреляет и труба,— говорит господин Радченко.— Понимая это, реконструкторы стараются лишний раз не рисковать и самостоятельно лицензировать реплики».
По словам Павла Семенова из клуба «Копье», в России сейчас около 10 тыс. владельцев реплик, и «дело Масюка напрямую скажется на всех них», а также на будущем всего реконструкторского движения в России. «Кто из реконструкторов пойдет на мероприятия, проводимые в том числе государством, если их могут задержать по дороге? Никто. Люди будут ездить в Польшу, в Голландию, и наши граждане будут заниматься там реконструкцией голландских мушкетеров. А чиновники потом будут говорить — вот как у них там все красиво и почему у нас такого нет?» — заявил он. «У нас со всех экранов телевизора говорят о патриотическом воспитании, о любви к родине, о любви к истории, о том, что историю надо продвигать, а на людей, которые занимаются этим, заводят уголовные дела»,— говорит господин Масюк.