У сотрудников «Открытой России» прошли обыски по «делу ЮКОСа»
Основанная бывшим главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским организация «Открытая Россия» сообщила, что сегодня утром к ее сотрудникам пришли с обысками. Следственные действия прошли у главного редактора сайта организации Вероники Куцылло, системного администратора редакции Артема Минича, родителей председателя «Открытой России» Александра Соловьева, менеджера исполнительной дирекции «Открытой России» Нины Алексы и дочери главного редактора Центра управления расследованиями (ЦУР) Андрея Коняхина. Следственная группа также пришла в офис «Открытой России» на Покровке.
Следственный комитет России
Сегодня, в целях тщательной проверки обстоятельств осуществляемого финансирования и в рамках расследования обстоятельств распоряжения в Российской Федерации денежными средствами, вырученными от легализации ранее похищенного имущества, Следственным комитетом Российской Федерации во взаимодействии с подразделениями МВД России проводятся обыски в жилище и на местах работы индивидуальных предпринимателей и иных лиц, финансируемых из-за рубежа со счетов организаций, подконтрольных Ходорковскому М.Б., Невзлину Л.Б. и другими участниками возглавляемой ими группы.
Сын Вероники Куцылло Филипп рассказал об обысках в Facebook.
Обыск прошел и у руководителя проекта «Открытые выборы», исполнительного директора «Открытой России» Тимура Валеева. РЕН ТВ опубликовал видео, на котором видно, как он лежит на полу с руками за спиной. Менеджер «Открытой России» Полина Немировская сообщила, что его повезли на допрос в Следственный комитет.
Также, по словам экс-координатора «Открытой России» Марии Бароновой, следственные действия прошли у бывшего координатора организации, а ныне руководителя подготовки наблюдателей московского штаба Алексея Навального Николая Левшица.
Информацию об обыске подтвердил в Twitter и Александр Соловьев.
К 8:00 следователи ушли из квартиры Артема Минича и квартиры родителей Александра Соловьева. По словам господина Соловьева, во время обыска изъяли телефоны, компьютер и цифровой фотоаппарат-мыльницу, «на который уже давно никто ничего не снимал».
В 9:48 к офису на Покровке приехал фотокорреспондент «Ъ». Представители СОБРа отняли у него фотоаппарат и телефон и попросили отформатировать флешку. Технику вернули после того, как сотрудник «Ъ» показал пресс-карту, но потребовали покинуть место обысков.
Политолог Станислав Белковский заявил «Дождю», что у него также прошли обыски. Следственные действия начались в 9:42 и длились около трех часов, правоохранители изъяли у него технику. «Следователи хотели доказательств того, что я отмыл гигантские миллиарды фондов Михаила Ходорковского, и в частности использовал эти средства для ведения собственной президентской кампании»,— рассказал он.
Адвокат Сергей Бадамшин сообщил ТАСС, что пока о результатах и целях обысков «рано говорить». По его словам, санкцию на обыск выдал Басманный суд.
Как пояснили в Следственном комитете, мероприятия проводятся в рамках уголовного дела о хищении нефти у дочерних компаний ЮКОСа и легализации преступных доходов, возбужденного ранее в отношении бывших акционеров и топ-менеджмента нефтяной компании. «В ходе расследования получены доказательства, которые позволили признать нежелательными четыре иностранные организации, связанных с финансированием индивидуальных предпринимателей и других лиц, действующих от имени "Открытой России". Тем не менее, финансирование деятельности тех же лиц из-за рубежа продолжается»,— сообщает СКР.
Пресс-секретарь Михаила Ходорковского Максим Дбар
Облегчая задачу Следственному комитету, можно повторить еще раз: «Открытая Россия» с нежелательными организациями не работает и никакого финансирования от них не получает. И тот факт, что для обоснования следственных действий, происходящих в 2017 году, пришлось снова доставать дело, заведенное по факту якобы происходивших в 1995 году событий, лучше всего говорит, что действия «Открытой России» полностью соответствуют российскому законодательству.
Председатель «Открытой России» Александр Соловьев в интервью “Ъ FM”
Представители правоохранительных органов даже не в курсе, что «Открытая Россия», которая признана нежелательной организацией, и одноименное движение внутри страны, которое существует в соответствии с №82-ФЗ «Об общественных объединениях», ничего общего не имеют. Движение не зарегистрировано, оно не имеет банковских счетов, не получает никакого финансирования ни от каких организаций, в том числе зарубежных. Никаких законов мы не нарушали.
В 2003 году было возбуждено уголовное дело по факту причинения руководством ЮКОСа имущественного ущерба ОАО «Апатит». Это первое «дело ЮКОСа», из которого впоследствии были выделены другие. В частности, по одному из них в 2005 году суд признал виновными в хищениях и уклонении от уплаты налогов бывшего главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева. Они были приговорены к восьми годам лишения свободы. В 2013 году их помиловали, после чего оба бизнесмена уехали из России.
«Открытая Россия» была учреждена акционерами ЮКОСа в 2001 году и возрождена в 2014 году после освобождения Михаила Ходорковского. Уже через год после возрождения организации туда пришли с обысками. В частности, в декабре 2015 года следственные действия проводились у пресс-секретаря господина Ходорковского Кюлле Писпанен и трех представителей «Открытой России». 28 февраля текущего года прошел обыск у правозащитницы и журналиста Зои Световой, которая сотрудничает с «Открытой Россией».
Проблемы основанной Михаилом Ходорковским организации в нынешнем году не ограничились обысками. В апреле Генпрокуратура внесла в список нежелательных организаций Otkrytaya Rossia («Открытая Россия», Великобритания), Open Russia Civic Movement (общественное сетевое движение «Открытая Россия», Великобритания) и Institute of Modern Russia, Inc. (Институт современной России, США). По информации Генпрокуратуры, они готовили «специальные программы и проекты в целях дискредитации результатов проходящих в России выборов, признания их итогов нелегитимными».
В июле в Калининграде были задержаны трое активистов российской «Открытой России» за «осуществление деятельности иностранной или международной организации, признанной нежелательной на территории РФ» (ст. 20.33 КоАП). Полиция пыталась доказать, что российские активисты действовали от британской Otkrytaya Rossia, но в итоге их адвокат сумел доказать в суде, что британская структура и российская «Открытая Россия» — две разные организации.