Бизнесмен «запаса»
Может ли Александр Лебедев купить «ВИМ-Авиа»
Бизнесмен Александр Лебедев задумался о покупке «ВИМ-Авиа». Банкир рассказал «Коммерсантъ FM», что получил такое предложение и теперь оценивает его. Но кто к нему обратился, предприниматель не раскрыл. Известно, что проблемы авиакомпании сейчас усиленно пытаются решить вице-премьер Аркадий Дворкович и министр транспорта Максим Соколов. Зачем Лебедеву предлагают купить «ВИМ-Авиа»? Об этом — Яна Лубнина и Яна Пашаева.
Александр Лебедев в разговоре с «Коммерсантъ FM» не стал раскрывать имен тех, кто ему предложил приобрести «ВИМ-Авиа». Но переговорщики владели информацией о позиции правительства по этой сделке, рассказал он.
Александр Лебедев — не чуждый авиации человек. Ему принадлежала компания Red Wings, у которой все было относительно хорошо, до тех пор, пока в 2012 году самолет перевозчика при посадке во Внуково не выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и не загорелся. В аварии погибли пять человек. За происшествием последовала внеплановая проверка Росавиации и отзыв у Red Wings сертификата эксплуатанта. Спустя пару месяцев Лебедев продал компанию за 1 руб. Примерно в то же время он отказался от доли в «Аэрофлоте», которой владел 10 лет.
Незадолго до этого бизнесмен заявлял, что хочет распродать все свои активы в стране, так как опасается ареста. Интересно, что вскоре у него судимость все-таки появилась, но совсем не связанная с бизнесом, — за драку с бизнесменом Сергеем Полонским. Лебедев набросился на своего оппонента на записи программы на НТВ, после того, как тот заявил о желании дать банкиру «в морду».
Но Лебедев, который ко всему прочему еще и бывший разведчик, считал, что его преследуют по политическим причинам. Так он объяснял то, что в 2012 году в его Национальный резервный банк зачастили с проверками сотрудники ЦБ. Сам бизнесмен сотрудничал с Алексеем Навальным. По инициативе Лебедева оппозиционер вошел в совет директоров «Аэрофлота». Банкир даже собирался на базе своего банка выпустить карточку, проценты с операций по которой перечислялись бы в Фонд борьбы с коррупцией. Какое-то время предприниматель также был акционером «Новой газеты».
Политолог Алексей Макаркин считает, что трения Александра Лебедева с властями не настолько критичны, чтобы они не могли предложить ему купить «ВИМ-Авиа». Также это можно рассматривать как определенный жест, подчеркивает эксперт: «Нельзя сказать, что господин Лебедев рассматривается сейчас в негативном консенсусе, что ему ничего не предлагают, а любые отношения с ним являются рискованными и так далее. Кроме того, у меня такое ощущение, что власть хотела бы сделать шаги навстречу более либеральной, более модернистской части общества».
Несколько другое мнение у политолога Леонида Радзиховского: «Аркадий Дворкович и Максим Соколов исходили из того, что не жалко, во-первых, Лебедева, а, во-вторых, компанию. Сейчас их первая забота — спасение не перевозчика, а своих позиций. Владимир Путин сказал, что надо исправить ситуацию. Но времени у них на это немного».
Приобретение «ВИМ-Авиа» может стать выгодной инвестицией со временем, но спасение авиакомпании потребует больших усилий, считает старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. Ввязываться в это захотят немногие, но Лебедев может и решиться, полагает эксперт: «Это человека, которого крайне «прет» от авиации. Нормальные люди, даже за рубль купив «ВИМ-Авиа», понимают, что туда нужно еще вложить какое-то количество денег для того, чтобы компанию реструктурировать и запустить заново. Есть огромное количество возможностей, куда потратить время и деньги с куда большей пользой. То есть авиация — это бизнес для фанатиков».
Помимо банка, Лебедев владеет крупной сетью отелей в Крыму. Он уже сказал, что при покупке авиакомпании займется рейсами Москва-Симферополь. Сейчас, по его словам, слишком дорогие билеты.
Помимо Александра Лебедева, интерес к «ВИМ-Авиа» проявили еще два инвестора. Кто они, неизвестно. Но ранее в правительстве сказали, что все возможные покупатели — представители российского бизнеса.