Портам обещают валютную отсрочку
Перевод тарифов в рубли явно затянется
Ведомства обсуждают отсрочку перехода на рублевые расчеты в портах, имеющих валютные кредиты, до следующего десятилетия. Минфин предлагает 2025 год, по оценке Минтранса, отсрочка распространится до 2020 года. Но, по мнению ФАС, долгий срок не нужен: даже обладатели валютных кредитов добровольно переходят на рубли. НМТП, с которым ФАС конфликтует наиболее остро, обещает перейти на рубли в установленный президентом срок (Владимир Путин говорил о 1 января 2018 года, но допускал исключения). Но из-за требований МВФ переход на рубли не охватит комплексный фрахт, когда контрагентом выступают международные морские линии.
Минфин предлагает отсрочить до 2025 года переход на расчеты в рублях для стивидоров, имеющих на 1 января 2018 года обязательства в инвалюте для реализации инфраструктурных инвестпроектов в морских портах, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источники. Обеспечить перевод портовых тарифов в рубли Владимир Путин поручил еще в октябре 2015 года, но он же в августе, хотя и требовал провести переход до 1 января, уточнял, что осуществляться это должно «с оговорками для конкретных ситуаций и проектов, чтобы не было убытков». В сентябре глава ФАС Игорь Артемьев в интервью “Ъ” сообщил, что полтора-два года отсрочки будут даваться компаниям, вложившим валютную выручку в инфраструктуру. Список тех, кто имеет право на отсрочку, сформируют в октябре, говорил в среду замглавы Минтранса Виктор Олерский. Он уточнял, что стивидоры, которых Минтранс запросил о структуре долга, представили информацию об окончании обязательств после 2020 года.
Минфин в августе публиковал проект поправок к Гражданскому кодексу, запрещающих установление тарифов в рублях, но допускающих — в эквиваленте валютной суммы (см. “Ъ” от 31 августа). Законопроект обсуждается, у ряда ведомств есть замечания. В конце сентября, по данным “Ъ”, ФАС и ФНС подавали замечание, что проект допускает валютный эквивалент, что противоречит поручению президента. Также ФАС отметила, что часть услуг по перевалке в портах доступна исключительно в составе комплексной услуги по фрахту, предоставляемой международными морскими линиями, и расчеты можно трактовать как внешнеторговые, что допускает валютные тарифы. В ответ Минфин заметил, что подобные расчеты признаются текущими валютными операциями между резидентами и нерезидентами и вводить запрет на такие расчеты в инвалюте нельзя без консультаций с МВФ (но можно вводить на ограниченный срок). Минэкономики возразило против введения понятия «денежное требование», отсутствующего в законодательстве.
В ответ Минфин предложил дополнить ст. 424 ГК пунктами о том, что цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) должны быть выражены в рублях и их установление в инвалюте или в условных единицах при расчетах на территории РФ не допускается. В Минфине вчера на запросы “Ъ” не ответили.
В Минэкономики говорят, что в установленном порядке проект пока не поступал, министерство не выступало с инициативой переходного периода до 1 января. В ФАС “Ъ” также пояснили, что не предлагали переходный период конкретно до 2025 года. «Речь шла о небольшом сроке и для ограниченного числа случаев, например, Усть-Луги, но даже она, имея валютные обязательства и построив все за свой счет, уже направила клиентам предложения в рублях,— говорят в службе.— В то же время НМТП (подконтролен “Сумме” Зиявудина Магомедова и “Транснефти”.— “Ъ”) и Приморский торговый порт (ПТП, входит в НМТП.— “Ъ”), чьи вложения в инфраструктуру и крановое хозяйство окупились, а текущие валютные обязательства не связаны с инвестициями, должны осуществить перевод ставок в рубли в сроки, обозначенные президентом». В «Сумме» “Ъ” пояснили, что у НМТП — масштабная инвестпрограмма, только в 2018 году — около $1 млрд, а тарифы НМТП и ПТП «уже сейчас по большей части переведены в рубли». Окончательный переход будет проведен «точно в сроки, обозначенные президентом, и в соответствии с законодательством РФ», добавляют в «Сумме».
Замечания к проекту Минфина непринципиальны и легко могут быть урегулированы, уверены в ФАС. Минфин, говорят в службе, уже сделал формулировки более четкими, но ФАС предложила внести поправки и в закон о морских портах (“Ъ” видел проект). В них ФАС предлагает отменить госрегулирование стивидорных тарифов в портах, где инфраструктура создана на внебюджетные средства без средств госкомпаний.