Предприниматели получили «черную метку»
Бизнес жалуется на массовые отказы банков
Использование банками так называемого черного списка отказников принесло первые плоды — предприниматели столкнулись с массовыми отказами в проведении операций и блокировками счетов. Бизнес-омбудсмен Борис Титов уже обратился в ЦБ с предложением создать службу по защите бизнеса от подобных действий и привлечению банкиров к ответственности за блокировку без должных оснований. Банки и Росфинмониторинг надеются, что обращение омбудсмена позволит вернуться к обсуждению механизма реабилитации клиентов, попавших в черный список. Однако последнее слово за регулятором.
Как стало известно “Ъ”, количество жалоб в службу уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова на незаконные блокировки счетов и трансакций в десятки раз превысило количество остальных обращений. «Их приходит не менее двух в неделю»,— отметил общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей на рынке финансовых услуг Олег Иванов.
По данным общественной организации «Деловая Россия», с начала года банки заблокировали около 500 тыс. счетов предпринимателей. Как пояснил “Ъ” Олег Иванов, банкиры не только отказывают в проведении отдельных операций, но и блокируют счета клиентов банков (вследствие чего и денежные средства на этих счетах фактически замораживаются). Кроме того, банки требуют от клиентов отказаться от сотрудничества с отдельными контрагентами, а порой и настаивают на добровольном отказе клиента от обслуживания в банке, указывает господин Иванов.
500 тысяч
счетов компаний и ИП банки заблокировали с начала года, по данным общественной организации «Деловая Россия»
На основании массовых жалоб Борис Титов направил председателю Банка России Эльвире Набиуллиной письмо с просьбой разобраться в ситуации.
Господин Титов указывает, что ситуацию необходимо менять, и предлагает Банку России самому оперативно реагировать на жалобы представителей малого и среднего бизнеса по этому вопросу (возможно, с наделением соответствующими полномочиями службы по защите прав потребителей на финансовом рынке ЦБ). Кроме того, он предлагает привлекать отдельные банки к ответственности или же применять к ним меры воздействия, предусмотренные законом о ЦБ, за необоснованный отказ в проведении операций. Также крайне важно, чтобы ЦБ выпустил рекомендации по применению банками его нормативных актов. «Нормы положения №375-П не учитывают отраслевую специфику отдельных отраслей, из-за чего целые направления бизнеса могут быть под подозрением у банков»,— сказал он. Для решения проблемы предлагается также провести совместное совещание с участием представителей бизнеса, Росфинмониторинга и ЦБ для обсуждения практики применения банками положений антиотмывочного закона, чтобы в дальнейшем соблюдался баланс интересов банков и их клиентов.
В ЦБ подтвердили получение обращения, уточнив, что изучают его. Собеседник “Ъ” в Росфинмониторинге сообщил о готовности службы участвовать в совещании, но последнее слово остается за ЦБ.
Резкое увеличение числа отказов в проведении операций и блокировок счетов напрямую связано с применением черного списка, который ЦБ рассылает кредитным организациям с июня этого года, указывают эксперты. В этот список попадают компании и физлица, которым банки по каким-либо основаниям отказывали в проведении операций или в открытии счета (вклада). О подобных отказниках банки информируют Росфинмониторинг, тот перенаправляет информацию в ЦБ, а регулятор рассылает список кредитным организациям.
«Исходно было очевидно, что введение списка неминуемо приведет к резкому росту числа отказников,— отмечает сопредседатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин.— Мы еще до его появления предупреждали, что реестр, задуманный как информационный, многие воспримут как предписание, что и произошло». По его словам, если раньше банки использовали высокоинтеллектуальные технологии по выявлению необычных трансакций, то с появлением списка никто не хочет брать на себя риски принятия решений, и блокировки идут почти в автоматическом режиме.
Сейчас механизм реабилитации для попавших в черный список не предусмотрен, хотя вопрос о его необходимости поднимался бизнесом и Росфинмониторингом (см. “Ъ” от 30 марта). Массовые проблемы, связанные с блокировками счетов предпринимателей, должны актуализировать данный вопрос. Если ЦБ все же согласится на совместное совещание с участием бизнеса, отметил собеседник “Ъ” в Росфинмониторинге, можно будет вновь вернуться к обсуждению введения механизма реабилитации, который, как уже показала практика, нужен.