И в горах, и в радости
Кейт Уинслет и Идрис Эльба в фильме «Между нами горы»
В прокат вышла мелодрама «Между нами горы», в которой Кейт Уинслет и Идрис Эльба разыгрывают олдскульную драму о выживании среди снега, холода и отсутствия сотовой связи. Рассказывает Юлия Шагельман.
«Между нами горы» — второй англоязычный фильм палестинского режиссера Хани Абу Асада, чьи картины «Рай — сейчас» и «Омар» номинировались на «Оскар» в 2006 и 2014 годах. Кроме того, «Омар» в 2013 году получил специальный приз жюри конкурса «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Тем не менее голливудский дебют Абу Асада и его первый опыт жанрового кино — боевик «Курьер» — прошел абсолютно незамеченным. Теперь режиссер штурмует Голливуд второй раз, вооружившись популярным романом Чарльза Мартина в качестве литературной основы и звездными актерами в главных ролях.
Нейрохирург Бен (Идрис Эльба) и фотожурналистка Алекс (Кейт Уинслет) знакомятся в аэропорту где-то на Среднем Западе, где их сводит общая неприятность: рейс до Нью-Йорка отложен из-за нелетной погоды, а лететь обоим надо срочно — Бена ждет пациент, а Алекс должна успеть на собственную свадьбу. К счастью (как поначалу кажется), в аэропорту находится частный самолет с дружелюбным пилотом, готовым доставить героев хотя бы до пересадочного пункта в Денвере. Но удача оказывается сомнительной — в пути начинается шторм, пилот умирает прямо за штурвалом от сердечного приступа, и самолет терпит крушение где-то в горах посреди великого белого нигде. Связи нет, на скорое спасение рассчитывать не приходится, потому что летчик не передал полетный план, у Алекс сломана нога, и теперь героям предстоит как-то выбираться из этой ситуации в компании друг друга и симпатичной безымянной собаки покойного пилота.
В жанровом смысле «Между нами горы» представляет смесь фильма о выживании в чрезвычайных условиях и мелодрамы на тему «встретились два одиночества» (хотя у Алекс, конечно, есть жених, но он где-то далеко и кажется совершенно несущественным обстоятельством на фоне присутствующего прямо здесь и сейчас Идриса Эльбы с эффектно заснеженной бородой). Что касается выживания, то без экстрима в духе «Повести о настоящем человеке» как-то обходится — Бен, естественно, умеет оказывать первую медицинскую помощь, у героев есть еда и теплая одежда, а когда они решаются все-таки покинуть место крушения и спускаться с гор самостоятельно, к их услугам вполне удобные места для ночлега и достаточно веток, чтобы разводить костры.
Впрочем, режиссер и сценаристы (Джей Миллс Гудло и Крис Вайц) уверенно держат ритм, добавляя напряжения в нужные моменты — сцены с горной пумой и проломившимся льдом на замерзшем озере хоть и довольно предсказуемы, но тем не менее вызывают непосредственную реакцию. Авиакатастрофа в начале фильма, с которой и начинаются приключения Бена и Алекс, снята так, что может перепугать не только страдающих аэрофобией.
За мелодраматическую часть отвечают исполнители главных ролей, и, конечно, имея в своем распоряжении такой талантливый и фактурный дуэт, как Уинслет и Эльба, режиссер может просто постоять в сторонке — что Хани Абу Асад по большей части и делает. Сценарий не следует привычной схеме «противоположности притягиваются», где герои сначала должны с трудом выносить друг друга и препираться по каждому поводу, чтобы потом постепенно, под влиянием опасных для жизни обстоятельств разглядеть друг в друге родственные души. Бен и Алекс — очень разная по характеру, но взрослая интеллигентная пара, бравирующая выдержкой и умением сохранять лицо, кажется, в любой ситуации: даже когда страх и тревога прорываются наружу, конфликт разрешается быстро и корректно. Однако притяжение между ними вполне ощутимо и приводит, на радость зрителям, к логичному исходу.
«Между нами горы» — размеренное и приятно старомодное кино, которое иногда кажется снятым лет двадцать назад, настолько просто оно устроено и лишено какой-либо злободневности (что довольно неожиданно для режиссера, который у себя на родине снимал исключительно остросоциальные драмы, посвященные арабо-израильскому конфликту). Правда, если масштабные горные пейзажи способны придать весомости даже самым банальным сюжетным поворотам, то, когда герои наконец спускаются с гор, затянутая концовка кажется на фоне предшествующих событий такой же плоской и скучной, как обычные городские улицы в сравнении с мощью Скалистых гор.