Телефонные террористы вернулись в Москву

Новая волна звонков о бомбах могла стать ответом спецслужбам

По Москве прокатилась новая волна анонимных звонков о минировании: по данным СМИ, в экстренные службы поступило более 130 сообщений о заложенных бомбах в разных зданиях. Около 100 тыс. человек были эвакуированы по всему городу, в том числе из Мособлдумы, нескольких крупных торговых центров, с пяти вокзалов — Курского, Киевского, Белорусского, Ярославского и Рижского. Были звонки о минировании всех четырех аэропортов московского авиаузла, отеля Marriott на Новом Арбате и гостиницы «Космос», «Мосфильма» и спорткомплекса «Лужники». Также в списке — более 20 школ, детские сады и районные управы. Угроза взрыва пока нигде не подтвердилась.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

«Коммерсантъ FM» связался с некоторыми москвичами, которых в пятницу затронула эвакуация.

Алексей Дозорцев: «Меня эвакуация застала в Доме правительства Московской области. Прозвучал сигнал по внутреннему интеркому, было сообщение, что это не учебная тревога, и что проводится эвакуация. Видимо, руководители подразделений выводили своих сотрудников. Все вышли абсолютно спокойно, без какой-то паники, людей было очень много. Район у правительства заполнился людьми».

Оксана Киянская: «Я была с внешней стороны. Повалили люди толпой, я хотела пройти и забрать вещи свои на кафедру, но меня не пустили. Это было очень все быстро. Паники никакой не было. РГГУ привычен к такого рода звонкам — каждую среду нам звонили, что заложена бомба. Студенты, выходя, все говорили, что это, наверное, в рамках этих телефонных угроз, которые по всей России».

Игорь Карачин: «Сбежал из отеля Marriott, эвакуирован. Деловая встреча, и в этот момент начались призывы по громкой связи с просьбой покинуть помещение, выйти на улицу. Конечно, никуда я не побежал по одной простой причине — такие сообщения в Москве, к сожалению, с завидной регулярностью происходят. Гости отеля спускались, некоторые с пледом либо на ходу надевали верхнюю одежду».

«Эпидемия» анонимных телефонных звонков с угрозами взрыва началась в России почти месяц назад. Всего за это время были эвакуированы около 900 тыс. человек в 120 городах, а якобы заминированы — почти 2 тыс. зданий. В пятницу волна угроз в столице стала самой массовой за весь месяц телефонных атак.

Наблюдатели увидели в ситуации ответ главе ФСБ Александру Бортникову, который в четверг сообщил, что спецслужбы установили личности организаторов предыдущей телефонной атаки.

«Мы установили, кто это делал. Правда, непросто было это сделать. Это российские граждане, однозначно могу сказать, четыре человека, которые находятся сейчас за границей. Есть пособники, которые находятся на территории страны, но работу по их розыску мы осуществляем с нашими партнерами. Поскольку они использовали IP-телефонию, то определить место дислокации сложно. Технические вещи затрудняют работу, тем более, что эти звонки происходили с территории другого государства», — заявил Бортников

Президент Ассоциации ветеранов спецгруппы «Альфа» Сергей Гончаров считает, что между заявлением главы ФСБ и новой волной телефонных угроз прослеживается связь: «Я верю в эту взаимосвязь. Наверное, четыре человека — это не тот контингент, который может организовать то, что сейчас опять творится в Москве. У нас есть наши граждане, недовольные какими-то проблемами власти или своими проблемами, которые их достают, и они спокойно звонят во все управы и говорят о минировании. Спецслужбы отрабатывают любой звонок, любую информацию, и они это будут делать постоянно».

Спецслужбы способны остановить телефонных террористов. Однако политические причины могут этому препятствовать, считает полковник запаса ФСБ, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко.

Владимир Луценко, полковник запаса ФСБ

Бортников сказал, что технически, в принципе, не все решено, впереди еще достаточно много сложностей. А главное — то, что они действуют из-за пределов России, тут могут вмешаться гнилые политические игры, ведь все зависит от того, на территории какой страны находятся эти люди. Мы же знаем очень много примеров, когда политическая игра мешала общей борьбе

Смотреть

Ущерб, нанесенный анонимными телефонными звонками о минировании, предварительно оценивается более чем в 300 млн рублей.

Арина Крючкова

Вся лента