Superjet взял курс на Италию
Росавиация обещает решить проблему экспорта самолета
Спустя почти два года после передачи полномочий по сертификации самолетов в РФ от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) к Росавиации дело может наконец сдвинуться с мертвой точки. Ведомство обещает до конца месяца заключить соглашение по летной годности с итальянскими авиавластями, чтобы снять проблемы с экспортом самолета SSJ 100. Однако подписание аналогичных документов с США и Евросоюзом затягивается, а эксперты характеризуют процесс настройки системы авиасертификации в России как «сумбурный».
Авиавласти Италии (ENAC) и Росавиация подпишут к концу октября двустороннее соглашение в области летной годности, сообщили “Ъ” в пресс-службе ENAC и подтвердили в ведомстве. Стороны «ведут совместную работу для решения вопросов, связанных с экспортными сертификатами». Сертификация SSJ 100 в Италии необходима для продвижения самолета на международном рынке, стратегическим партнером «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) по проекту выступает итальянская Alenia Aermacchi.
Россия в данном случае решает проблему, которую сама же и создала. После происшедшего два года назад конфликта с МАК правительство РФ передало сертификацию авиатехники, ее разработчиков и изготовителей, а также заключение двусторонних соглашений с зарубежными авиавластями от комитета Минтрансу и Росавиации. Без таких документов, прежде всего с США и ЕС, экспорт российских самолетов затруднен. ENAC впервые подняли вопрос в начале 2016 года. Но процесс затянулся, поскольку Росавиация с нуля создавала новую структуру, которая частично получила функции МАК,— федеральное автономное учреждение (ФАУ) «Авиационный регистр РФ»,— и параллельно пыталась упорядочить его полномочия. По планам Росавиации ФАУ должно проводить обязательную сертификацию самолетов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового оборудования. Но соглашение и экспортные сертификаты подписывает не Авиарегистр РФ, а Росавиация как федеральный орган.
В результате в ситуации запутались сами российские чиновники и производители, не говоря уже об иностранных партнерах.
По данным “Ъ”, итальянские авиавласти не готовы принимать экспортный сертификат летной годности, выданный Росавиацией, пока не будут прояснены все вопросы.
В частности, Рим хочет ознакомиться с юридическими основаниями, на которых Росавиация до сих пор ссылается на сертификат типа, выданный МАК. Также стороны должны обменяться специальными требованиями, предъявляемыми к воздушному судну импортером.
В Минпромторге и Минтрансе запрос “Ъ” перенаправили в Росавиацию. Там утверждают, что «в переписке» ENAC уведомили, что «акцептуют» сертификаты летной годности, выданные службой. В августе в Венецию прибыл RRJ-95B (международное сертификационное обозначение самолета), который проходит кастомизацию, и экспортный сертификат летной годности, выданный на него Росавиацией, признан, уверяют в службе. Соглашение о летной годности «позволит окончательно оформить все взаимоотношения в сфере сертификации авиатехники», заявили в ведомстве, подчеркнув, что «проблемных вопросов в сотрудничестве с ENAC не отмечено». В ГСС отказались комментировать «внутренние рабочие процессы» между ENAC и Росавиацией. Там подчеркнули, что процесс выдачи сертификатов на SSJ 100 продолжается.
Но Росавиация также должна заключить рабочие соглашения по летной годности и повышению безопасности полетов с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) и Федеральной авиационной администрацией США (FAA). Пока взаимодействие с EASA и FAA ограничилось согласованием процедур начала работы над соглашениями. Предложенный FAA текст Россия отказалась принять, так как он «направлен только на обеспечение поставок американской авиатехники в РФ» (см. “Ъ” от 7 сентября). Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов называет переход полномочий от МАК к Росавиации «сумбурным» и осложняющим процесс международного признания системы сертификации в России. Для окончательного и полноценного создания такой системы, подчеркивает эксперт, «потребуются существенные усилия и высокий уровень компетенций».
Почему SSJ 100 оценили в один евро
Как и предполагал “Ъ”, в апреле холдинг «Сухой» полностью консолидировал управление основными программами производства самолета Sukhoi Superjet 100. АО «Гражданские самолеты Сухого» выкупило за €1 у структур итальянской Leonardo-Finmeccanica 41% в SuperJet International (SJI), занимающейся поставками самолета за рубеж. Итальянская сторона сохранила 10%. По данным “Ъ”, «Сухому» также удалось договориться о значительном сокращении долга ГСС и SJI перед итальянским партнером, который на конец 2015 года оценивался не менее чем в €135 млн.