Эффект не тот

Дмитрий Дризе — об итогах протестных акций

Оппозиция подводит итоги субботних митингов протеста. На прошлой неделе Алексей Навальный, находясь в следственном изоляторе, призвал сторонников выйти на улицы и выразить несогласие с политикой российских властей. В Москве акция была не особенно многочисленной, обошлось без серьезных эксцессов. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что Навальный поставленных целей не добился.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Судя по всему, итоги митингов протеста стали неожиданными, в первую очередь, для самого Алексея Навального — в Москве мало того, что никого не задержали, так еще ОМОН расступился и дал возможность погулять по Тверской улице, даже выйти на Манежную площадь и пройти Охотным рядом у Госдумы. Политик назвал такой разгул демократии «играми Кремля». В других городах ситуация развивалась разнонаправленно: где-то задерживали, где-то прошло спокойно, без эксцессов, в Санкт-Петербурге по сложившейся традиции — с жесткими задержаниями.

Тем не менее, эффект был не тот, что весной. Это заметно, в первую очередь, по реакции иностранных изданий и международной правозащитной общественности — она минимальна.

Здесь можно сделать вывод: главное — конечно, Москва, регионы интересуют значительно меньше. Скорее всего, ответственные за мероприятие решили, что, раз участников мало, то силовая акция нецелесообразна. Погуляют да разойдутся. Так что в столице власть победила, а это значит, что и по всей стране акции нельзя считать масштабными.

И вот уже Дмитрий Песков говорит, что закон о митингах корректировать не нужно – все у нас хорошо обставлено.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России

Мне неизвестно о каких-либо планах на этот счет, я об этом не слышал. Законодательство достаточно сбалансированное, в нем содержится положение об альтернативных местах проведения в случае, если запрашиваемые места по тем или иным причинам, связанным с жизнедеятельностью населенного пункта, не подходят. Поэтому определенная степень гибкости в этом законодательстве присутствует.

Алексей Навальный и начальник его предвыборного штаба Леонид Волков отбывают административный арест по обвинению в призывах к несанкционированному мероприятию. Акции протеста решили организовать в ответ на такие действия государства. Как известно, митинги прошли с требованиями освободить Навального и дать ему право участвовать в выборах.

Собственно, дело даже не в митингах. Сейчас главный вопрос: что дальше — будет ли власть закручивать гайки к выборам или, наоборот, разрешит некую степень свободы? Больше оснований полагать, что либерализма ждать не стоит. Политолог Дмитрий Орешкин считает, что в случае с Навальным, видимо, продумываются варианты его нейтрализации.

Дмитрий Орешкин, политолог

Власть не будет демонстрировать избыточной жесткости, она демонстрирует умеренность в отношении Навального. Могли бы засадить сразу на несколько лет — не хотят. Хотят, чтобы он надоел. Хотят, чтобы люди испытали от него разочарование. Поэтому никаких сверхъестественных жестких действий в советском или даже сталинском стиле ожидать не приходится.

Итог можно подвести такой: какой-либо протест попытаются свести на нет, но не жестко — так, чтобы со стороны не было замечаний. Вопрос с участием Навального в президентских выборах с повестки дня не снят. Скорее всего, решение будет приниматься в последний момент исходя из политической конъюнктуры. Собственно, единственный вариант – он должен разгромно проиграть, чтобы сторонники в нем разочаровались. Выборы должны пойти ему во вред, а не на пользу. А там можно и митинги разрешить.

Вся лента