Таманской ТЭС скинули цену
Белый дом сократил предельную стоимость новой станции на 20%
Как выяснил „Ъ“, правительство пересмотрело ценовые параметры строительства новой генерации по механизму конкурентного отбора мощности (КОМ НГ) в Тамани. Стоимость новой ТЭС, необходимой в том числе для поставок в Крым, оплатит рынок. Белый дом готов снизить предельный уровень гарантированной доходности на 20%, до 1,7 млн руб. за 1 МВт в месяц, по сравнению с прежними условиями. Но аналитики и потребители все равно считают цену завышенной — она втрое больше, чем для генерации по старым инвестконтрактам.
Правительство снизило верхний предел ценовой заявки для строительства ТЭС в Тамани на 20%, до 1,7 млн руб. за 1 МВт в месяц, сообщили „Ъ“ источники на энергорынке. Строить станцию предлагается по механизму КОМ НГ, такие отборы инвесторов призваны заменить прежний механизм договоров на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций за счет повышенного платежа потребителей) для строительства новой генерации в дефицитных точках энергосистемы.
В ходе отбора для потенциальных инвесторов устанавливается верхний потолок цены (price cap). В начале июня по предложению Минэнерго правительство утвердило его размер на уровне 2,115 млн руб. за 1 МВт в месяц. Пока этот механизм применялся только для увеличения мощности Сакской ТЭЦ в Крыму на 120 МВт (принадлежит «КрымТЭЦ» Петра Нидзельского). В Минэкономики (см. „Ъ“ от 22 августа) доходность посчитали завышенной, предложив снизить верхний предел цены и дифференцировать ее в зависимости от мощности ТЭС: для станций мощностью более 250 МВт price cap планировалось уменьшить на 52%, до 1 млн руб. за 1 МВт в месяц, для станций мощностью 150–250 МВт — на 42%, до 1,22 млн руб., для станций мощностью менее 150 МВт — на 28,6%, до 1,5 млн руб. Как говорят источники „Ъ“, правительство отказалось от схемы Минэкономики и выбрало «компромиссный» вариант снижения price cap на 20%. В аппарате Аркадия Дворковича, Минэкономики и Минэнерго от комментариев отказались.
В ходе первого конкурса на строительство Таманской ТЭС не поступило ни одной заявки. Минэнерго не оставляло попыток провести тендер, но его параметры долго согласовывались другими регуляторами, и сроки неоднократно переносились. В конце концов правительственная комиссия по электроэнергетике одобрила проведение нового конкурса, заявил 4 октября ТАСС замминистра энергетики Вячеслав Кравченко. «Конкурс точно объявим в этом году. Сделаем сроки абсолютно разумными, чтобы люди могли участвовать без каких-либо ограничений»,— пояснил он, добавив, что мощность станции составит «порядка 450 МВт плюс-минус».
Наталья Порохова из АКРА отмечает, что даже при снижении price cap новая ТЭС все равно будет стоить в 2,8 раза выше, чем строительство газовых ДПМ. Провал предыдущего конкурса она объясняет общим снижением активности инвесторов на фоне высокой инфляции и высоких процентных ставок. «Сейчас при снижении инфляции и ставок интерес к новым проектам должен вернуться»,— полагает эксперт. Глава ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев при этом подчеркивает, что объем капитальных затрат для ТЭС в Тамани завышен примерно на 30% и «позволяет энергетикам необоснованно наживаться на сложных ситуациях энергодефицита».
Другой проблемой проекта остается выбор турбин. Именно для Таманской ТЭС подконтрольный «Ростеху» «Технопромэкспорт» (ТПЭ) исходно закупил четыре турбины у Siemens, которые затем в нарушение западных санкций были тайно переправлены для установки на крымские станции. Теперь, говорят собеседники „Ъ“, рассматривается возможность закрыть часть мощностей (до 150 МВт) этой станции средними турбинами (до 25 МВт) Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, подконтрольна «Ростеху», будет поставлять турбины для Сакской ТЭС в Крыму). Тогда тендер могут разделить на две части, «поскольку Siemens вряд ли снова согласится работать с ТПЭ», поясняет один из собеседников „Ъ“. В ТПЭ и ОДК на запрос „Ъ“ не ответили, в Siemens отказались от комментариев. По словам Вячеслава Кравченко, в случае отказа Siemens оборудование в Тамань могут поставить «GE или Alstom, еще куча претендентов».