Болельщики и полицейские по-разному оценили итоги матча
Дело против правоохранителей возбуждено на основании видеозаписи
Следственный комитет расследует действия полицейского, который в сентябре избил футбольных болельщиков на матче «Оренбург»—«Крылья Советов». До этого СК завел дело только против трех фанатов, обвинив их в нападении на сотрудников полиции. Наказания для полицейского добиваются правозащитники из «Комитета против пыток»: болельщики и администрация «Крыльев Советов» утверждают, что именно правоохранители неумелыми действиями спровоцировали беспорядки на стадионе.
Следственное управление СК РФ по Оренбургской области возбудило против неустановленного сотрудника Росгвардии дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий; максимальное наказание — 10 лет лишения свободы). Такого результата почти месяц добивались юристы «Комитета против пыток», представляющие интересы болельщика «Крыльев Советов» Дениса Белянина.
Беспорядки на оренбургском стадионе «Газовик» произошли 2 сентября во время матча «Крыльев Советов» с «Оренбургом». Первоначально СК возбудил дело против трех самарских болельщиков, которые якобы «причинили насилие» в отношении сотрудников правоохранительных органов. По версии следователей, фанаты «Крыльев» из-за поражения команды «стали нарушать общественный порядок», а полиция и Росгвардия попыталась «пресечь противоправные действия». Но трое фанатов нанесли правоохранителям «множественные удары, причинив телесные повреждения».
Однако и болельщики, и представители администрации клуба «Крылья Советов» настаивали на иной версии. По их словам, на 89-й минуте матча в секторе самарцев был зажжен файер. «После этого сотрудники полиции попытались задержать нарушителя во время матча непосредственно в секторе, что противоречит рекомендациям со стороны РФС,— говорится в официальном заявлении клуба.— Такое поведение сотрудников правоохранительных органов спровоцировало беспорядки в самом секторе, после чего туда ворвался ОМОН и пустил в ход дубинки. В результате пострадало большое количество болельщиков, которые не имели никакого отношения к совершению правонарушения».
Очевидцы разместили в интернете видеозаписи действий полиции на матче. На одной видно, как полицейские прямо у кромки поля ставят болельщиков лицом к трибуне «на растяжку». Молодые люди не оказывают сопротивления, однако полицейские бьют их ногами и дубинками. Болельщик Денис Белянин, обратившийся за помощью в «Комитет против пыток», рассказал, что полиция заставила его «встать на колени, упереться головой в бетонную стену и завести руки за спину». После этого «с двух сторон посыпались удары ногами и резиновыми палками». «Я испытывал очень сильную боль, в определенный момент от ударов я перестал чувствовать свои ноги»,— говорит господин Белянин, добавив, что его вместе с друзьями доставили в отделение полиции, где заставили стоять «на растяжке» более шести часов. Болельщиков отпустили только после того, как они написали расписку об отсутствии претензий к сотрудникам. Позже врачи зафиксировали у господина Белянина ушибы и гематомы.
Видеозапись стала решающим фактором для возбуждения уголовного дела против полицейских, говорит юрист Денис Исхаков из «Комитета против пыток». Изучив видео, следствие пришло к выводу, что правоохранители действовали «незаконно, явно превышая пределы должностных полномочий».
Футбольный эксперт, ведущий телепрограммы «Фанзона» Андрей Малосолов рассказал “Ъ”, что инцидент в Оренбурге вызвал резонанс среди болельщиков: «Все думали, что такое поведение полиции осталось в девяностых». Он подчеркнул, что горящий файер на трибуне — рядовое правонарушение, на которое обычно реагируют спокойнее. «Вычисляют нарушителя по камерам, в перерыве аккуратно выводят с матча,— говорит господин Малосолов.— Либо на команду налагают штраф, и та уже решает вопрос напрямую с фан-клубом». По мнению эксперта, полиция необоснованно применила силу к случайным людям. «Закон здесь на стороне болельщиков, но я не верю, что полицейских серьезно накажут,— сказал Андрей Малосолов.— Впрочем, сам факт заведения такого дела заставит других задуматься».