«Яндекс» выводит «Алису» в люди
Компания представила конкурента Siri
«Яндекс» презентовал голосового помощника «Алиса» для решения повседневных задач пользователя. «Алиса» может найти информацию в интернете, подсказать удобный маршрут и сообщить прогноз погоды. Такой продукт уже есть, к примеру, у Apple (Siri), Google (Google Assistant) и Amazon (Alexa), но «Алисе» может помочь ее интеграция с сервисами «Яндекса» и специализация на русском языке, чем не могут похвастаться зарубежные аналоги.
«Яндекс» завершил тестирование своего голосового помощника «Алиса» и выложил его в открытый доступ. «Алиса» создана для того, чтобы помогать людям решать повседневные задачи: она может найти информацию в интернете, подсказать, где поужинать, какая завтра погода и многое другое, следует из сообщения «Яндекса». Благодаря нейронной сети, обученной на огромном массиве текстов, «Алиса» не растеряется, если с ней просто поболтать, заверяют в компании: «Она распознает и умеет обрабатывать неполные фразы и вопросы, учитывает контекст сказанного и даже способна импровизировать. “Алиса” — не просто голосовой помощник, она персонаж, с характером, запасом смешных историй и чувством юмора».
Распознавать речь, определять значение сказанного и синтезировать голос, чтобы произнести ответ, голосовому помощнику от «Яндекса» помогают речевые технологии Yandex SpeechKit, использующие машинное обучение. Озвучила «Алису» актриса Татьяна Шитова, которая дублирует Скарлетт Йоханссон в российском прокате (тем же голосом разговаривает операционная система «Саманта» из фильма «Она» Спайка Джонза). Для создания голоса «Алисы» технологию синтеза речи обучали на записях госпожи Шитовой.
Сейчас «Алиса» умеет работать с несколькими сервисами «Яндекса», в том числе с поиском, картами, музыкой и погодой. «Со временем она научится обращаться и к другим сервисам, а значит, сможет делать больше — например, посоветовать фильм или вызвать такси»,— перечисляют в компании. В перспективе другие компании тоже смогут дать «Алисе» доступ к своим сервисам. Запускать сторонние приложения с ее помощью тоже можно — например, можно попросить ее открыть Instagram или «ВКонтакте».
Поговорить с «Алисой» можно в приложении «Яндекс» на устройствах на базе iOS и Android и бета-версии голосового помощника для Windows. В скором времени она появится в «Яндекс.Браузере», а затем и в других продуктах «Яндекса», обещают в компании.
«Алису» уже успели показать президенту России Владимиру Путину: 21 сентября он приехал поздравить интернет-компанию с 20-летием и обошел несколько стендов, представляющих основные сервисы компании, в том числе «Алису».
Как Владимир Путин познакомился с Алисой
21 сентября президент России Владимир Путин приехал в компанию «Яндекс», которая отмечает свое 20-летие, и обошел несколько стендов, представляющих основные сервисы компании. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников — о том, какие претензии Владимир Путин неожиданно предъявил руководству компании; о том, как дрожал голос «Яндекса», Алисы, когда она отвечала на вопросы президента России, и о том, насчет чего Владимир Путин уединился с одним из топ-менеджеров компании на стенде сервиса «Яндекс.Здоровье». А главное — чем закончилось в этот день противостояние людей и машин в офисе «Яндекса» на улице Льва Толстого в Москве.
Роман Рожков