«Главным полем битвы остается Гаага»
Эксперт в эфире «Ъ FM» — об отзыве акционерами ЮКОСа требований к России
Бывшие акционеры ЮКОС отозвали все требования к России: как сообщили в Минюсте, теперь с последней российской собственности за рубежом снят арест. Собственность России была арестована в нескольких странах в рамках обеспечительных мер по исполнению решения Гаагского арбитража, который обязал Россию выплатить $50 млрд. Ситуацию и ее последствия ведущему «Коммерсантъ FM» Петру Косенко прокомментировал генеральный директор Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков.
— Означает ли эта информация, что все аресты с российской собственности будут сняты и Москва будет в полной степени ею распоряжаться?
— Да, это означает, что именно будут сняты. Это решение о прекращении исполнительного производства во Франции было оглашено только сегодня, соответственно, потребуется какое-то время для снятия арестов. Хочу подчеркнуть, что суммарно за время наложения арестов, по оценкам адвокатов ЮКОС, было арестовано порядка €1 млрд собственности Российской Федерации на территории Франции. К моменту объявления сегодняшнего решения 95% арестов были сняты — в том числе по таким крупным российским компаниям, как «Роскосмос» и ФГУП «Космическая связь», то есть речь теперь идет лишь о 5% оставшихся арестов.
— Получается, это можно называть некой формальностью, раз такие вещи за один день не происходят? В официальном пояснении бывших акционеров ЮКОС говорится, что исполнение решений во Франции больше не представляет экономического интереса, и вы сами сказали, что речь шла о €1 млрд. Почему может быть такая формулировка?
— А какой смысл тратить деньги, бороться за какую-то небольшую сумму, когда еще до этого решения России удалось путем целенаправленных скоординированных действий снять 95% арестованных сумм?
— Можно ли говорить о том, что точка в этом споре поставлена, или все же акционеры ЮКОС будут иметь определенные возможности для атаки с другой стороны?
— По поводу Франции — да, можно сказать, что точка в споре с ЮКОС была поставлена именно сегодня. Помимо Франции у нас было еще пять стран, где разгорелись такие споры по исполнению решений Гаагского трибунала: США, Великобритания, Германия, Бельгия и Индия. В Индии и в Германии исполнительные производства прекращены, в США и Великобритании приостановлены, в Бельгии также сняты все аресты — у нас не осталось ни одного объекта российской собственности за рубежом, арестованного по исполнительным местам ЮКОС. В Бельгии лишь продолжается спор по законности самой экзекватуры, на основе которой были осуществлены эти аресты. Но главным полем битвы, как была, так и остается Гаага. Как известно, в апреле 2016 года Гаагский окружной суд отменил решение арбитража — на данный момент эти решения недействительны, спор переместился на более высокую ступень, в апелляционный суд Гааги, где юристы ЮКОС сейчас пытаются отменить решение окружного суда.