Выступила, но не вышла
Каталония объявила о готовности к независимости — и отложила ее на потом
Главная европейская сенсация, которой во вторник ждали тысячи съехавшихся в Барселону журналистов, так и не состоялась. Власти Каталонии провозгласили готовность стать независимой республикой, но формальное отделение от Испании было тут же приостановлено — для того чтобы иметь возможность начать диалог с Мадридом при посредничестве ЕС. Об этом объявил, выступая в региональном парламенте, председатель правительства Каталонии Карлес Пучдемон. Его затянутую речь, из которой до последнего было непонятно, какое будущее ждет Барселону, слушали и корреспонденты “Ъ” Максим Солопов, Галина Дудина и Алена Акимова.
Вечер завышенных ожиданий
Историческую речь главы Женералитета (правительства) Каталонии Карлеса Пучдемона с волнением ждали не только во всей Испании, но и в Европе, которая стояла на пороге серьезного кризиса — беспрецедентного с момента создания ЕС. Многие не сомневались: власти автономии будут стоять на своем, объявят о независимости — и потеряют контроль над ситуацией, будучи арестованными за попытку государственного мятежа. В ожидании знаковых событий тысячи людей стали собираться на площадь перед парламентом Каталонии.
Первыми, еще за час до назначенной на шесть вечера речи Карлеса Пучдемона, пришли дисциплинированные профсоюзы пожарных и трактористов — последние приехали прямо на своем транспорте. Пожарные пришли без униформы, но с касками в рюкзаках, а некоторые — в майках с символикой своего профсоюза. В день референдума о независимости 1 октября они стали настоящими любимцами активистов, когда живой цепью вставали между голосовавшими каталонцами и испанскими полицейскими. Ближе к тому моменту, когда господин Пучдемон должен был выйти на трибуну, к Триумфальной арке на площади подтянулась самая разная публика: анархисты, активисты левых организаций, студенты, пенсионеры, семьи с детьми.
Большинство участников — с флагами-эстеладами, символом борьбы за независимую Каталонию, которые отличаются от официальных знамен автономии наличием изображения белой пятиконечной звезды на синем треугольном поле.
Предприимчивые мигранты там же активно торговали соответствующей символикой. В отличие от сторонников единства (их митинги прошли в Барселоне и в других городах Испании в воскресенье), официальные флаги — ни региона, ни страны — адепты независимой Каталонии не используют. Наконец, среди левых сторонников независимости традиционно сильна просоветские эстетика. Так, корреспондент “Ъ” встретил подростка в майке с кириллической надписью «КГБ» и гербом советской спецслужбы.
К 18:00 на площади собрались тысячи людей, но оценить их точное число, находясь в гуще событий, было невозможно: они занимали не только саму площадь, но и многие прилегающие улицы. Сотрудников испанской полиции вблизи толпы видно не было. Подходы к парламенту охраняли исключительно местные силы правопорядка Mossos d`Esquadra. Несмотря на близкое присутствие правоохранителей, в нос периодически бил запах марихуаны.
Официальный Мадрид между тем по-прежнему стоял на своем: диалога с нынешними «сепаратистскими» властями быть не может — до тех пор пока они не откажутся от своих требований. «Не может быть посредничества между законом и неповиновением, не может быть посредничества между демократией и принуждением»,— предупредила вице-премьер Испании Сорайя Саэнс де Сантамария, выступая в Сенате прямо перед речью Карлеса Пучдемона в Барселоне.
Сорайя Саэнс де Сантамария вновь призвала к «диалогу в рамках закона» и подчеркнула, что правительство Каталонии пока добилось только «раскола, разлома и разжигания ненависти и страха».
Вице-президент также отметила, что еще есть время «задуматься и вернуться к законности и демократии». К применению правовых норм призвал и лидер партии «Граждане» Альберт Ривера. «Созвать выборы через применение 155-й статьи конституции — это самый демократичный политический способ разрешить ситуацию в Каталонии»,— заявил он.
Обозреватель “Ъ” Максим Юсин
Наверняка каталонские власти о подводных камнях независимости думали. И пришли к выводу, что проблем слишком много и решить их в обозримом будущем невозможно. И поэтому необходим тайм-аут. В течение которого будут предприниматься попытки вступить в диалог с Мадридом, добиться от него встречных уступок. И параллельно — привлечь к посредничеству представителей ЕС. Не зря же Карлес Пучдемон начал свое выступление в парламенте со слов о том, что проблема Каталонии — это «европейская проблема»…
От объявления независимости власти Каталонии заочно отговаривали и европейские лидеры, и даже мэр Барселоны Ада Колау.
В это время рядом с парламентом Каталонии для всех собравшихся установили экраны, с которых должны были транслировать речь Карлеса Пучдемона. Судя по тому, как неодобрительно гудела толпа, когда в транслируемых новостях речь заходила о компромиссах, ничего, кроме декларации о немедленной независимости, от каталонского лидера не ждали.
Несостоявшийся праздник
Впрочем, выступление Карлеса Пучдемона с самого начала мало походило на торжественное объявление о создании нового государства. Одетый в темный костюм с темно-синим галстуком глава автономии был предельно собран и в течение получаса читал заранее подготовленную речь, делая в ней на ходу какие-то пометки ручкой и откладывая в сторону прочитанные страницы.
Свое выступление он начал с осуждения «актов насилия 1 октября», в день проведения референдума о независимости Каталонии. Карлес Пучдемон поблагодарил всех принявших участие в голосовании — в том числе и тех, кто выступил против независимости или опустил пустой бюллетень. Лидер Каталонии напомнил, с какими трудностями властям и гражданам пришлось столкнуться при проведении голосования, какие попытки расширения автономии принимались до этого. Выступление затягивалось, интрига, будет ли провозглашена независимость Каталонии, удерживалась до конца.
«Есть демократия по другую сторону конституции»,— заверил Карлес Пучдемон. Напомнив об итогах референдума, он наконец объявил, что «наделен мандатом народа» провозгласить Каталонию отдельным государством — сторонники независимости встретили эту фразу аплодисментами. «Дойдя до этого исторического момента, как председатель Женералитата я беру на себя ответственность и представляю вам результаты референдума — перед вами, перед всеми согражданами,— заявил глава автономии.— Таким образом, Каталония будет независимым государством в форме республики».
Но Карлес Пучдемон тут же продолжил свою мысль: он просит парламент приостановить процесс обретения самостоятельности, чтобы выстроить диалог с Мадридом при участии европейских посредников и избежать насилия. «Сегодня правительство (Каталонии.— “Ъ”) делает жест щедрости и ответственности. Этот конфликт можно разрешить в согласии»,— завершил глава автономии свое выступление.
Финал речи депутаты в зале встретили сдержанными аплодисментами, а толпа на улице — явно неодобрительным гулом с бранными выкриками в адрес политиков, выступавших на сцене. «Это не то, чего ждали демонстранты на улице. Не то, во имя чего люди спали в школах накануне референдума и получали дубинками от полиции»,— объяснял общее настроение один из студентов с каталонским флагом. Относительно довольными выглядели анархисты, которые получили очередное подтверждение тезиса о том, что политики всегда обманывают надежды простых людей.
Следующей важной датой для Барселоны станет 12 октября — День Испании, когда на улицы выйдут праздновать те, кто выступает за единство страны.
Что касается сторонников независимости, то их праздник не состоялся. С площади перед парламентом они уходили явно разочарованными, некоторые — в слезах. А с балконов некоторых домов в каталонских городах стали снимать желто-красные флаги несостоявшегося государства.