Пешеходов пропустят по Кодексу
Госдума приняла закон о новом штрафе в 2,5 тыс. рублей для водителей
Госдума приняла закон, согласно которому за непропуск пешеходов на зебре водителя можно будет оштрафовать на 2,5 тыс. руб. Поручение принять изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) ранее дал президент Владимир Путин. Эксперты говорят, что этого мало: нужно снижать скорость в городах, менять формулировки в ПДД для исключения путаницы, кто, кому и когда должен уступать, а также ставить больше автоматических камер на зебрах.
Госдума приняла в третьем чтении поправки к ст. 12.18 КоАП, согласно которым максимальный штраф за отказ пропустить пешеходов на зебре составит 2,5 тыс. руб. вместо действующих 1,5 тыс. руб. Дата вступления в силу изменений еще не определена: закон должен одобрить Совет федерации и подписать президент, что, скорее всего, произойдет в ближайший месяц.
Напомним, еще в 2016 году президент Владимир Путин поручил усилить ответственность для нарушителей ПДД на зебре в связи с неэффективностью действующих штрафов и повышенным числом аварий на зебрах. После этого МВД был подготовлен законопроект, вводящий в ст. 12.18 КоАП штрафную вилку — 1,5–2,5 тыс. руб. вместо нынешних безальтернативных 1,5 тыс. руб.
Принятием закона проблема высокой аварийности с участием пешеходов не решится, заявил “Ъ” глава общественной организации «Союз пешеходов России» Владимир Соколов. «Чтобы применялась максимальная санкция в 2,5 тыс. руб., на переходе должен дежурить инспектор и выносить постановления вручную, а свободных сотрудников у ГИБДД нет, делать этого не будет,— пояснил он.— Надежда на камеры, фиксирующие проезд переходов, но в этом случае штраф будет приходить минимальный 1,5 тыс. руб., а с учетом скидки — 750 руб., это несерьезно, никого это сдерживать не будет». Напомним, на данный момент эти камеры массово не применяются, а в Москве установлен пока один прибор типа «Форсаж». В дептрансе Москвы пообещали нарастить парк устройств до 200.
Господин Соколов говорит, что самый эффективный способ снижения аварийности на переходах — снижение разрешенной скорости в городах. Сегодня она установлена ПДД на уровне 60 км/ч, но фактически водители едут 80 км/ч, потому что штраф за небольшое превышение не приходит. По словам Владимира Соколова, на скорости 80 км/ч, увидев пешехода, водители не успевают затормозить, плюс с ростом скорости возникает эффект туннельного зрения — автомобилист не видит обочину.
Идея снижения скорости в городах обсуждается последние десять лет, инициативу продвигал экс-глава ГАИ Владимир Федоров, затем столичный ЦОДД, но по факту ничего не изменилось. При этом, как неоднократно отмечали многие эксперты, регионам и городам не нужны никакие специальные законы — достаточно установить новые знаки на дорогах по согласованию с ГИБДД, как это сделала в мае 2017 года Московская область, поставив знаки «50» в населенных пунктах.
Вторая проблема — это формулировки ПДД. По словам господина Соколова, в старой редакции правил было прописано, что перед зеброй водитель должен остановиться, если переходит человек. В нынешней же редакции сказано, что он должен «уступить дорогу», а точнее не создавать препятствий для прохода. «То есть некоторые, видя пешехода, наоборот, ускоряются, чтобы быстрее успеть проскочить»,— говорит Владимир Соколов.
Изменений в ПДД уже давно добивается и президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: он неоднократно обращался с письмами в ГИБДД. Недавно господин Травин направил обращение и в правительство РФ на имя Дмитрия Медведева (документ есть в распоряжении “Ъ”).
Термин «уступить дорогу» сейчас так сложно написан, что водителя можно наказать даже за предполагаемое и возможное создание помех в движении пешеходу, говорится в письме к премьеру.
По мнению Виктора Травина, необходимо переписать определение таким образом, чтобы водитель не имел права «начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это создаст помехи другим участникам движения, имеющим по отношению к нему преимущество, и во избежание ДТП вынудит их изменять направление движения или скорость». Реакция правительства и МВД на данное письмо пока неизвестна.
Отметим, что проблема высокой аварийности среди пешеходов обсуждалась 3 октября в рамках «Открытого правительства», о чем ранее сообщал “Ъ”. В частности, были озвучены предложения по улучшению подсветки зебр, усилению штрафов для самих пешеходов (сейчас он составляет 500 руб.), увеличению числа наземных переходов. По итогам правительство должно сформировать список поручений разным ведомствам, но пока этого не произошло.
Как проблема смертности среди пешеходов вышла на правительственный уровень
Основные проблемы с пешеходами можно условно поделить на несколько блоков. Первый блок — это проблемы законодательного плана. Второй блок вопросов связан с изменением поведения пешеходов на дорогах. Многие эксперты настаивают на увеличении ответственности для граждан, переходящих проезжую часть с нарушениями.
Иван Буранов