Не за рубль перевоз
На рынке ждут падения ставок фрахта из-за турецких запретов
Новые ограничения на экспорт российского продовольствия, введенные Турцией, могут снизить выросшие в последнее время вдвое ставки фрахта в Азово-Черноморском бассейне. К этому приведет уменьшение объема грузов вследствие затруднений мелких игроков, считают фрахтователи. Но судовладельцы и эксперты скептически относятся к этим ожиданиям: по их мнению, грузов достаточно, и ставки ждет лишь повышение на фоне снижения провозной способности в условиях зимней навигации.
Ограничения на экспорт российского продовольствия в Турцию, введенные Анкарой 9 октября, могут сослужить добрую службу поставщикам. Как сообщают эксперты брокерской компании «Глогос проект», оперативный опрос экспортеров показал, что часть фрахтователей связывают с этой мерой надежды на снижение ставок фрахта. С начала сезона они резко возросли — с $19–22 за тонну в июле до $35–40 в начале октября.
С 9 октября в силу вступили требования о заверении в посольствах и консульствах Турции счетов-фактур на российские грузы (см. “Ъ” от 11 октября). Под новые требования попали поставки мягкой пшеницы, подсолнечного масла, кукурузы, гороха, риса, жмыха подсолнечника, твердой пшеницы.
«Оперативный опрос показал, что крупные фрахтователи, способные содержать юридические подразделения, держат ситуацию под контролем, но рассчитывают, что из-за сложностей с выполнением введенных турецкой стороной процедур у средних и мелких экспортеров в портах станет меньше груза,— говорит гендиректор “Глогос проекта” Константин Гриневич.— Как результат, судовладельцы снизят свои аппетиты и ставки фрахта пойдут вниз». Также, по его словам, на снижение стоимости фрахта рассчитывают фрахтователи угля и минудобрений, а также экспортеры, продающие зерно в другие страны. «Поскольку экспорт в Турцию в регионе самый популярный, сложности на этом направлении должны значительно уменьшить конкуренцию за спотовые суда, что неизбежно приведет к снижению ставок»,— говорит он. Собеседник “Ъ”, вовлеченный в цепочку экспорта зерна в регионе, соглашается с ожиданиями фрахтователей: невывоз части груза может повлечь снижение ставок.
Но пока рынок не отреагировал: как отмечает господин Гриневич, судовладельцы демонстрируют оптимизм, утверждая, что в портах достаточно груза по другим номенклатурам или странам назначения, и планируют искать альтернативные варианты заработка, удерживая ставки. Более того, на этой неделе ставки фрахта продолжали демонстрировать рост из-за избытка зерна в портах (в РФ в этом году ожидается рекордный урожай зерновых — около 130 млн тонн, выше советских рекордов). Сейчас в большей степени росту ставок способствует ограничение прохода судов из-за строительства моста в Керченском проливе с 11 по 14 октября, добавляет гендиректор «Глогос проекта».
Переток зерна от широкого спектра экспортеров к группе крупнейших поставщиков возможен, полагает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, но объемы останутся теми же, и неочевидно, что концентрация потоков в руках меньшего числа игроков способна повлиять на ставки фрахта. Краткосрочные колебания теоретически возможны, но потом они сгладятся, полагает он. «Мы видим физическую нехватку судов, которая толкает ставки вверх»,— говорит господин Рылько, замечая, что уже через несколько недель на динамику начнет влиять сокращение количества судов, допущенных к зимней навигации. С этим согласен и собеседник “Ъ” на рынке: «Сегодня экспортных грузов больше, чем провозная способность судов в тоннаже. Кроме того, существует много проблем, связанных с выгрузкой грузов на рейде порта Кавказ, причем не только зерновых, но и угля и минудобрений». Также падению ставкам фрахта препятствуют планы «Газпрома», который собирается вывезти в этом году до конца навигации большое количество серы, добавляет собеседник “Ъ”.