Наследство не поможет
Почему бизнесмены не передают детям свое дело
Вагит Алекперов не оставит ЛУКОЙЛ своему сыну: один из богатейших россиян в интервью Bloomberg TV признался, что не намерен покидать свой пост в ближайшие три-пять лет, но в течение этого времени будет готовить преемника. Почему Вагит Алекперов не видит в этом качестве своего сына и как часто российские бизнесмены привлекают собственных детей к управлению делами, разбиралась Наталья Жданова.
27-летний Юсуф Алекперов считается самым богатым наследником в России: по данным журнала Forbes, состояние его отца, и соответственно, его наследство оценивается в $14,5 млрд. В 2013 году Вагит Алекперов завещал своему единственному сыну пакет акций ЛУКОЙЛа, но распоряжаться им он не может. К управлению компанией Юсуфа отец допускать пока тоже не собирается, хотя тот получил профильное образование — окончил РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина — и работал инженером в структурах ЛУКОЙЛа.
Вагит Алекперов еще два года назад на Гайдаровском форуме заявлял, что сын должен набраться опыта и самостоятельно сделать карьеру в компании:
«Моя задача сегодня — дать образование сыну: он нефтяник, прошел три года в Западной Сибири. Надеюсь, что через два-три года он станет хорошим специалистом, который начнет карьерный рост в системе компании — есть определенные ступени, который он должен пройти наравне со всеми».
Теперь в интервью Bloomberg TV Алекперов подчеркнул, что управление ЛУКОЙЛом — работа слишком сложная, чтобы завещать ее сыну. Примеров передачи бизнеса второму поколению в стране пока немного, и основных причин здесь две, рассказал главный редактор журнала Forbes в России Николай Усков:
«Большинство бизнесменов говорят, что не хотели бы оставить бизнес, состояние целиком наследникам, потому что такие деньги развращают, это огромная ответственность. Также часто капиталом являются не акции и денежные знаки, а система неформальных связей, договоренностей и так далее, которая замкнута на фигуре отца — передать это по наследству очень сложно».
При этом многие наследники богатейших россиян делают карьеру именно в семейном бизнесе: к примеру, сын владельца НЛМК Владимира Лисина Дмитрий входит в советы директоров целого ряда принадлежащих отцу предприятий. Дочь руководителя компании Volga Group Геннадия Тимченко Ксения Франк возглавляет наблюдательный совет благотворительного фонда отца. Бизнесмен Александр Лебедев привлек своего сына Евгения, проживающего в Лондоне, к управлению своими изданиями Evening Standard и Independent:
«Он все эти годы очень успешно справляется с английскими и американскими газетами и телевидением. В каждом отдельном случае по-разному, все зависит от способностей детей — главное, чтобы они не испортились».
Среди российских бизнесменов есть и такие, которые принципиально не собираются вовлекать детей в собственный бизнес и даже не намерены передавать им свое состояние. Основной владелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман и президент «Норильского никеля» Владимир Потанин обещают направить практически все деньги на благотворительность. Владелец холдинга Rambler Александр Мамут намерен завещать детям «разумно малую толику, которая обеспечит им нормальный прожиточный минимум, но не сможет испортить».