Квадратный Колизей
Николай Зубов об альбоме Fendi Palazzo della Civilta Italiana
Дом Fendi совместно с издательством Rizzoli представил альбом, посвященный, пожалуй, самому противоречивому из римских зданий прошлого века — Дворцу итальянской цивилизации. И одновременно дал ответ всем, кто недоумевал, сокрушался и даже возмущался тем, что всемирно известный модный дом перевел свою штаб-квартиру в здание, которое и до сих пор стойко ассоциируется с эпохой Муссолини.
Дворец итальянской цивилизации — главное здание римского района EUR (Esposizione Universale Italiana), спроектированного, как следует из названия, к Всемирной выставке в Риме, которую Италия планировала провести в 1942 году. Выставка по уважительным причинам не проводилась, а район EUR так и остался недостроенным. Его даже хотели снести, но эстетические соображения возобладали над политическими, и EUR оставили в покое. Городские власти старались о нем не слишком вспоминать, зато многих художников, фотографов, режиссеров он привлекал гораздо больше, чем все, что было построено до него. "Район EUR возвращает вам это удивительное чувство жизни в картине. Это энергетика, это атмосфера. В картине нет иных законов, кроме законов эстетики",— говорил о нем Федерико Феллини.
Дворец итальянской цивилизации — грандиозное шестиэтажное здание, прославляющее все итальянское, созданное архитекторами Джованни Гуэррини, Эрнесто Бруно Ла Падулой и Марио Романо как оммаж Колизею и получившее прозвище Квадратный Колизей,— был любимым местом съемок для Роберто Росселлини, Федерико Феллини, Йозефа Куделки, Габриэле Базилико, Карла Лагерфельда, Андреа Джемоло. В альбоме они, разумеется, присутствуют, представляя удивительную историю одного из самых грандиозных сооружений в мире — от чертежей и фотографий стройки до по-настоящему имперских интерьеров здания, которое, как следует из надписи на нем, посвящено "Народу поэтов, художников, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев".
Однако альбом представляет и новую жизнь дворца, который до 2015 года был закрыт для публики, а о нем лучше рассказывали фильмы — от "Рим, открытый город" Росселлини до "Эквилибриума" Курта Уиммера и "Живота архитектора" Питера Гринуэя. Покупка его Fendi позволила не только оживить дворец, но и открыть его для публики. Книга показывает и то, как блестяще справился архитектор Марко Констанци с задачей сохранить оригинальные детали здания, одновременно превратив дворец в место, где 450 сотрудников Fendi могли бы работать в современном пространстве. Карл Лагерфельд сравнивал пребывание Fendi во дворце как "нахождение на космическом корабле, отправленном в будущее".
Что же до самого Fendi, то и переезд, и восстановление дворца, и выпуск альбома — это часть грандиозного проекта по поддержке и популяризации римского культурного наследия, которое вплетено в ДНК дома Fendi и которое он поддерживает на самых разных уровнях.