«На каждые шесть-семь человек — управляющий»
Как аппарат управления сопротивлялся сокращению
Октябрьский пленум ЦК КПСС 1987 года запомнился заявлениями секретаря ЦК и МГК Б. Н. Ельцина о его несогласии с действиями других руководителей партии и об освобождении от должности. Однако до того, как присутствующие принялись критиковать отступника, на пленуме в числе прочих начали обсуждать вечный вопрос о сокращении управленческого аппарата и были приведены поразительные цифры.
Из стенограммы выступления генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева на пленуме, 21 октября 1987 года.
Горбачев. …Нам предстоит, как вы знаете, осуществить меры по перестройке органов управления — союзных, республиканских и местных, улучшить их организационные структуры и на этой основе сократить численность занятых здесь работников. Когда я привел цифры о численности аппарата управления — это я в Мурманске сказал...— Николай Ефимович, что там женщина воскликнула?
Кручина (управляющий делами ЦК КПСС.— «История»). «С ума сойти можно!»
Горбачев. Да, с ума сойти можно! Вы, наверное, слышали это по телевидению? На весь зал говорит: с ума сойти! Это когда я сказал, что сорок миллиардов рублей затрачиваем в год на содержание аппарата управления (среднемесячная зарплата в СССР в 1987 году — 185 руб.— «История») и пятнадцать миллионов управляющих имеется в стране: на каждые шесть-семь человек — управляющий. Да, с ума сойти можно.
Такой подход, товарищи, органически связан с изменением функций органов управления в условиях расширения прав и самостоятельности предприятий. Все это надо провести по-разумному, организованно, проявив максимум заботы о высвобождаемых работниках, их трудоустройстве. Хорошо, что журнал «Советский Союз» — Николай Матвеевич (Н. М. Грибачев — главный редактор журнала.— «История») где-то тут должен быть — дал в последнем или в одном из последних номеров статью о том, как шла ликвидация одного научного учреждения в ведомстве Юрия Петровича (Баталина — председателя Госстроя СССР.— «История»). Хорошо! Надо и это осваивать там, где это нужно. Мы же ввели хозрасчет для научных учреждений с первого числа будущего года!
В Ленинграде мне рассказали: когда они пришли к выводу о ликвидации двух научных учреждений, то как тут все забеспокоились наконец. А то они два миллиона в год расходовали и ни на копейку ничего не давали. А два миллиона расходовали! Но когда подняли эти вопросы, как забеспокоилась Москва, не только на месте, но и Москва, в том числе и товарищ Никонов — президент ВАСХНИЛ. А ленинградцы проявили — за ними это не водилось раньше, — а тут проявили либерализм, год отсрочки дали: вот вам год дается — покажите, что можете работать...
Может быть, и такой шаг правилен, я не ставлю его полностью под сомнение. Но с «кормушками» надо кончать, товарищи. Это проедаются национальный доход и огромные интеллектуальные ресурсы. Сидят люди по конторам вместо того, чтобы непосредственно участвовать в наращивании национального дохода. Поэтому линию на упорядочение, на ликвидацию громоздкости нашего управленческого аппарата надо вести последовательно. Но при этом проявлять заботу о людях. Это — социализм, и при социализме любая задача, особенно такая, должна решаться по-социалистически.
Мы обязаны сделать все, чтобы реформа управления становилась все более мощным рычагом ускорения социально-экономического развития страны…
Из стенограммы выступления секретаря ЦК и МГК КПСС Б. Н. Ельцина на пленуме, 21 октября 1987 года.
Ельцин. …Я должен сказать, что призыв все время принимать поменьше документов и при этом принимать их постоянно больше — он начинает уже просто вызывать и на местах некоторое отношение к этим постановлениям, я бы сказал, просто поверхностное, что ли, и какое-то неверие в эти постановления. Они идут одно за другим. Мы призываем друг друга уменьшать ли институты, которые бездельничают, но я должен сказать на примере Москвы, что год тому назад был 1041 институт, после того, как благодаря огромным усилиям с Госкомитетом ликвидировали 7, их стало не 1041, а 1087. За это время были приняты постановления по созданию институтов в Москве. Это, конечно, противоречит и линии партии, и решениям съезда, и тем призывам, которые у нас друг к другу есть…