Дональд Трамп оставит Иран Конгрессу
Решение о восстановлении санкций против Тегерана должны будут принять американские законодатели
Президент США Дональд Трамп сегодня расскажет о своей новой стратегии по решению проблемы Ирана. По данным американских СМИ, он все-таки не будет объявлять о выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе, но при этом и не будет подтверждать выполнение Тегераном достигнутых в 2015 году договоренностей. При таком раскладе выработка дальнейшей иранской стратегии Вашингтона окажется в руках членов Конгресса: им предстоит за два месяца решить, возвращать ли американские санкции против Ирана.
Президент США должен каждые 90 дней предоставлять Конгрессу отчет о том, выполняет ли Иран условия международной сделки 2015 года, подразумевавшей отказ Тегераном от своей ядерной программы в обмен на снятие международных санкций. Дважды Дональд Трамп это уже делал, и сегодня в 19:45 по московскому времени он выступит с новой речью — в этот раз, как ожидается, предельно жесткой по отношению к Ирану.
Президент Трамп и в ходе прошлогодней предвыборной кампании и после нее не раз называл соглашение с Ираном худшей сделкой в истории США. Но от резких практических шагов, касающихся соглашения, он до сих пор воздерживался. По данным газеты The Wall Street Journal, сегодня американский лидер все-таки не будет объявлять о формальном выходе США из соглашения, однако раскритикует Тегеран за невыполнение (по мнению Белого дома) взятых на себя обязательств. Таким образом, окончательное решение о необходимости соблюдения Вашингтоном СВПД и возможности возвращения санкций против Тегерана останется за членами Конгресса США. Свой вердикт они должны будут вынести в течение 60 дней. Если законопроект о разморозке санкций будет в итоге принят, то затем он поступит на подпись Дональду Трампу.
Позицию Вашингтона по иранской сделке монолитной считать нельзя. И госсекретарь США Рекс Тиллерсон, и глава Пентагона Джеймс Мэттис ранее заявляли, что Тегеран соблюдает договоренности и сделка соответствует интересам национальной безопасности Соединенных Штатов.
Американские СМИ называли иранский вопрос одним из тех, из-за которых, по их данным, господину Тиллерсону так и не удалось наладить эффективное взаимодействие с главой государства.
Не скрывают своего недовольства и те, кто работал над иранской сделкой в администрации 44-го американского президента Барака Обамы. Так, бывший заместитель госсекретаря США и главный переговорщик от Вашингтона с «шестеркой» посредников и Ираном Уэнди Шерман в статье для The New York Times предупредила: «Нежелание президента признать правду о соглашении с Ираном — что оно работает и что оно явно в интересах национальной безопасности США — будет иметь далеко идущие последствия». По ее мнению, «это решение подорвет доверие американских партнеров и изолирует США». С госпожой Шерман согласился и экс-глава отдела политического планирования Госдепартамента США Джейк Салливан, предупредивший: Дональд Трамп «играет с огнем».
Позиция Вашингтона вызывает критику и со стороны других участников международной сделки. В четверг Рекс Тиллерсон провел целую серию телефонных переговоров со своими коллегами, в ходе которых обсудил иранскую проблематику. Позвонил он и главе МИД РФ Сергею Лаврову. По итогам этого разговора в российском ведомстве объявили: министр «привлек внимание к тому, что Тегеран придерживается всех своих обязательств по СВПД, и подчеркнул необходимость соблюдения этого документа остальными его соавторами».
Что же касается иранской стороны, то ее ответ в случае возобновления санкций американцами грозит быть жестким. Глава Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мохаммад Али Джафари на прошлой неделе предупредил: если США введут новые ограничения, это будет означать выход Вашингтона из соглашения по иранской ядерной программе. Кроме того, если санкции вступят в силу, то США надо будет вывести свои военные базы за 2 тыс. км от иранской территории. Наконец, как рассказал Мохаммад Али Джафари, в случае возможного включения КСИР в список террористических организаций (об этом также ранее говорили в Вашингтоне) Корпус стражей исламской революции будет относиться к американской армии как к силам террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ).
Иранский президент Хасан Роухани был более дипломатичен, отметив ранее: «В переговорах и ядерной сделке мы достигли тех выгод и проблем, которые нельзя обратить. Никто не может развернуть это: ни мистер Трамп, ни кто-либо еще. Даже если в мире появятся еще десять Трампов — ничего не вернуть».
Почему США недовольны итогами ядерной сделки с Ираном
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в апреле заявил, что соглашение о мирном характере ядерной программы Ирана провалилось. Совместный всеобъемлющий план действий, принятый в Вене в 2015 году, «лишь откладывает» превращение страны в ядерную державу. По его словам, «ядерные амбиции» Тегерана по-прежнему представляют большую угрозу для «всеобщего мира и безопасности».