Агрегаторы такси направились к ФАС
Gett заподозрил конкурента в слежке за пользователями
Два крупных приложения по вызову такси начали корпоративную войну. Агрегатор Gett обвинил «Яндекс. Такси» в слежке за пользователями. Основатель израильской компании Дейв Вайсер уже назвал скандал «Яндексгейтом» и предрек обвал акций компании. Как этот конфликт отразится на пассажирах? Разбиралась Полина Смертина.
Корпоративная война агрегаторов такси началась с публикации в социальных сетях. Пользователь Тимофей Васильев написал о подозрительной особенности: он всегда вызывал «Яндекс. Такси», но, как только установил на смартфон сервис Gett, российская компания тут же снизила цены на поездки.
Тимофей Васильев просто посоветовал всем друзьям использовать эту лазейку ради экономии: «Я не специалист в программировании и не могу утверждать, что «Яндекс» следит за чужими приложениями на телефоне. Хотя, думаю, что такая возможность есть. Но, по ощущениям, «Яндекс» действительно дешевеет, если вы ставите приложение Gett. Если после этой истории поездки на такси станут дешевле, я только обрадуюсь».
Безобидный, казалось бы, лайфхак перерос в конфликт. Сервис Gett провел собственное расследование, и эксперты выяснили: «Яндекс. Такси» якобы сканирует смартфон клиента, и если пользователь скачал сервис конкурента, поездки в приложении российской компании сразу дешевеют, чтобы перетянуть пассажиров. Основатель Gett Дейв Вайсер уверен — скандал станет международным, а у «Яндекса» будут проблемы с законом из-за недобросовестной конкуренции, его акции рухнут.
Пиар-директор «Яндекс.Такси» Владимир Исаев в интервью «Коммерсантъ FM» заявил, что претензии конкурента не обоснованы и рассказал свою версию резких скачков цен: «У "Яндекс.Такси" точно такой же, как у любого другого стороннего разработчика приложений, доступ к информации о пользователях смартфонов. Никакого влияния на цены поездки установленные приложения, как и цвет телефона, размер его дисплея, не оказывают. Стоимость поездки зависит от маршрута, ситуации на дорогах, количества свободных машин в том районе, в котором пользователь заказывает поездку. Если речь идет о крупном городе, то эти факторы очень быстро меняются».
Но представители Gett уже попросили разобраться в ситуации Федеральную антимонопольную службу. В пресс-службе ведомства подтвердили «Коммерсантъ FM», что получили письмо, но не стали сообщать, будут ли проводить проверку. Обращение предназначено для служебного пользования, подчеркнули в ФАС.
Если служба вмешается, пользователи только выиграют, уверен председатель Союза пассажиров Кирилл Янков: «ФАС действительно должна изучить приложение «Яндекс.Такси». Если служба выяснит, что такие факты есть, то должна принять определенные меры по устранению недобросовестной конкуренции. Это будет на пользу. Если реально «Яндекс» этим пользуется, и ФАС ничего не делает, то Gett тоже может свое приложение изменить».
Слежка за клиентами — благодатная тема, которую любят смаковать пользователи. Блогеры не раз писали, например, что стоимость авиабилетов зависит от геолокации покупателя. На цену якобы влияет и модель устройства — для владельцев продукции Apple, например, билет всегда будет дороже. Выход — совершать покупки через анонимайзеры. В России ими еще можно пользоваться до конца этого месяца.
Самый громкий скандал ранее произошел с агрегатором Uber в США. Сервис отслеживал геолокацию пассажиров после окончания поездки. Глава Apple Тим Кук даже грозил удалить приложение из AppStore.