Путешествия по России: бег с препятствиями
Внутренний туризм
После открытия для россиян Турции и Египта рынок внутреннего туризма продемонстрировал спад, что стало особенно заметно на фоне прошлогоднего всплеска интереса к отдыху внутри страны. Не исключено, что свою роль в падении показателей отрасли сыграли и другие причины — к примеру, низкая покупательная способность россиян на фоне инфляции. Впрочем, и внутренние проблемы — дороговизна перевозок и качество инфраструктуры — также выступили в качестве сдерживающих факторов для развития туризма в стране.
Неожиданно провальным для внутреннего туризма оказался нынешний летний сезон. И его показатели несопоставимы с итогами прошлого года, который, как говорит руководитель ГК "Серебряное кольцо" Анна Лупинова, "стал взрывом для внутреннего туризма". В 2016 году популярность отечественных курортов возросла на треть, если сравнивать с 2015 годом — по традиции, наибольшей привлекательностью обладало Черноморское побережье. Однако не обошли вниманием путешественники и города на Азовском море, Каспии, популярен был Алтай. Вместе с тем участники рынка предполагали, что востребованность россиянами путешествий по стране будет сохраняться ровно до отмены санкций и возврата на рынок Турции и Египта. И нынешний год подтвердил их прогноз.
Так, генеральный директор компании "Петротур" Борис Мазулов, говоря об итогах работы, отметил серьезное падение интереса со стороны соотечественников к отдыху в пределах страны. В частности, по его оценке, падение спроса только на экскурсионные туры достигло 30%. "Надеюсь, что рынок упал до дна и теперь — только рост",— добавляет топ-менеджер.
Директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗ РСТ) Екатерина Шадская резюмировала: "К сожалению, в нынешнем году наблюдается тенденция к стагнации спроса на внутренний туризм — особенно на фоне бурного роста в прошлом сезоне".
Вместе с тем некоторые турфирмы были мягче в своих оценках результатов, которые продемонстрировал внутренний рынок. Так, в компании "Иволга" сообщили, что "летний сезон 2017 года для внутреннего туризма оказался практически на уровне предыдущего года, хотя и наблюдался некоторый спад". "Количество путешествующих с каждым годом неуклонно растет. Многие русские люди с удивлением открывают для себя родные места, памятники и природные явления. Для многих слово Россия начинает звучать по-другому, и это уже не пренебрежительное "эта страна"",— добавили в компании.
Добавим, что, по данным опроса ВЦИОМ, каждый третий россиянин летом не брал отпуск и никуда не ездил, только каждый шестой посетил один из уголков России, а 15% населения вообще живет за чертой бедности.
Участники рынка объясняют падение спроса разнообразными причинами, иногда соглашаясь с позицией коллег, а иногда и оппонируя друг другу. Так, госпожа Лупинова видит объяснение в стабилизации курса валют и экономической ситуации, благодаря чему поездки за границу начали возвращать утраченные позиции. Кроме этого, сыграло, по ее оценке, и желание людей "погрузиться в другую культуру" за деньги, сопоставимые со стоимостью внутрироссийского тура: "Почувствовать так называемое культурное погружение — познакомиться с культурой другой страны, традиционной едой, ремеслами, приобрести что-то интересное, отличное от того, что можно купить в сетевых магазинах, одинаковых по всей России". Господин Мазулов констатирует, что "сегмент путешественников не растет, платежеспособность не увеличивается". По его словам, ситуация с внутренним и выездным туризмом напоминает опыт из школьного учебника физики с сообщающимися сосудами: происходит перетекание потребителей из одного сегмента в другой.
Другая причина — фактически отсутствие лета, на что сетовали многие. "Надежда на улучшение погодных условий рухнула в середине сезона, и люди, не дождавшись лета, решили поехать на традиционные морские курорты",— поясняют в компании "Иволга".
Впрочем, отмечают в ГК "Серебряное ожерелье", не всегда цена турпакета является определяющим фактором. Если анализировать продажи нашей компании, рассказала Анна Лупинова, то уникальность посещаемых объектов, неординарность темы экскурсии, новизна маршрута сильнее влияют на выбор туриста, нежели стоимость путевки.
Что в тренде
Тем не менее россияне, и в том числе петербуржцы, все-таки отдыхали. По мнению участников рынка, однозначно популярными направлениями можно назвать Казань, интерес к которой подогрела Универсиада, Карелию, города Золотого кольца и Серебряного ожерелья. В тренде остаются туры на Валдай и Селигер, Кижи и Валаам, туры выходного дня. Следует отметить, что, как считают участники рынка, авиаперевозчики в некоторых случаях проявляли гибкость, что тоже сыграло свою роль в популяризации некоторых направлений — той же Казани и городов Урала. Отмечают интерес со стороны путешественников к Алтаю, начавшийся еще в прошлом сезоне. К примеру, бальнеологический курорт Белокуриха, славящийся радоновыми источниками, целебным микроклиматом, аутентичными местными практиками (пантовые ванны и различные виды массажа), уже завоевал сердца туристов из Сибири и Дальнего Востока.
В ГК "Серебряное кольцо", специализирующейся на экскурсионных турах, говорят о популярности многодневных туров на внутренних направлениях: запрос увеличился на такие города, как Тверь, Вологда, Калининград, Казань. "Большую роль в этом сыграла рекламная кампания как Казани, так и Вологды. И Вологодская область постепенно становится на Северо-Западе таким же ярким брендом, как и Карелия",— отмечает госпожа Лупинова. А вот господин Мазулов, наоборот, говорит о падении спроса на Калининград, который в прошлом году находился на пике популярности, но отмечает интерес к экскурсионным турам по Крыму и на Соловки.
В "Иволге" обращают внимание на традиционность выбора гостей страны: иностранцы по-прежнему предпочитают Москву и Золотое кольцо, Петербург, Великий Новгород, Псков и круизы по Волге. Другие регионы чаще всего привлекают туристов-одиночек, группы туда, как заявили в компании, "едут с опаской". Хотя набирает популярность среди иностранцев направление Иркутск — Байкал — Улан-Удэ. Эту тенденцию в "Иволге" объясняют не только рекламой и "сарафанным радио", но и личностью президента РФ Владимира Путина. "К нему многие иностранцы испытывают неподдельный интерес и уважение, и им также хочется посетить те регионы, где отдыхает наш президент",— заявили в компании.
"Состоятельные путешественники сегодня выбирают Камчатку, Соловки, Алтай, Байкал. Эти направления предоставляют массу разнообразных возможностей для времяпрепровождения. Они не только знамениты природными достопримечательностями, но и предлагают множество вариантов активного или познавательного отдыха: верховая езда на Алтае, рыбалка, яхтинг и этнографический туризм на Байкале, рафтинг и рыбалка на Камчатке. А поездка на Соловки для многих российских путешественников — это попытка соприкоснуться с драматическими моментами истории России, возможность поразмышлять об истории страны и даже переосмыслить прошлое",— говорит генеральный директор компании "Индивидуальный туристический сервис" Виктория Шамликашвили.
Действительно, часть брендовых, но дальних мест (Байкал, Алтай, Камчатка), к сожалению, по-прежнему остается малодоступной среднему россиянину. "Путешествия по этим направлениям для многих настолько же нереальны, как поездка в Исландию или Австралию",— уточнила госпожа Лупинова. "Дальние" внутренние направления с большим туристским потенциалом — Алтай, Байкал, Камчатка — остаются на данном этапе уделом небольших групп обеспеченных туристов, количество которых, увы, не растет",— добавила госпожа Шадская.
Тормоза отрасли
Ключевые факторы, сдерживающие развитие внутреннего туризма, участники рынка называют практически одни и те же: туристическая инфраструктура и авиа- и железнодорожные перевозки, что, без сомнения, сказывается как на стоимости предлагаемой путевки, так и на впечатлениях туристов, отправившихся по России.
"Из проблем, связанных с транспортом, можно выделить стремительно ветшающий автобусный парк: по существующим тарифам транспортники не могут закупать качественные автобусы; неустойчивость авиационной сферы: "горячий" пример — "ВИМ-Авиа" и наличие НДС на внутренние перелеты (хотя его и снизили до 10%)",— конкретизирует проблемы глава СЗ РСТ.
"Петербург, имея высокий потенциал как хаб, до сих пор не смог им стать, и потерял значительный пассажиропоток,— считает Виктория Шамликашвили.— Причины — дорогое обслуживание в аэропорту и эгоистичная политика с точки зрения предоставления возможности полетов иностранным авиакомпаниям. "Аэрофлот" — прекрасная авиакомпания, но ее маршрутная сеть не безгранична, и это нужно учитывать".
"Многие гостиницы с советских времен не реновировались, так еще и большие группы разместить не всегда бывает просто. Гостиницы, как правило, маленькие, либо одна большая на город, которая при развитии направления не вмещает всех желающих. С этим явлением столкнулась этим летом Карелия. Регион настолько стал популярен, что перестало хватать мест для размещения. И при наличии большого потенциала пришлось сокращать двухдневные программы до одного дня",— делится проблемами глава ГК "Серебряное кольцо".
Этот список можно дополнить пусть и не столь концептуальными, но все же значимыми "недочетами": большие расстояния, на протяжении которых нет безопасных точек питания и туалетов, в месте пребывания не всегда удовлетворительный сервис — на завтрак нередко могут предложить "порцию холодной каши и кусочек булки с кубиком масла". Зачастую музеи и их сотрудники совсем не ориентированы на туриста. "Много до сих пор таких музеев, где туристы "мешают" сохранять историческую целостность объекта, где проведут экскурсию, если только приехала группа, а если ты один, то ходи сам и читай таблички",— отмечает Анна Лупинова.
Поэтому многие задумываются, куда лучше потратить средства: на ожидаемый отдых за рубежом или на поездку в неизведанное и непредсказуемое русское пространство, резюмируют в "Иволге".