У авиаторов проверяют билеты
ФАС потребовала от перевозчиков предъявить алгоритм ценообразования
Исполняя поручение Владимира Путина, ФАС запросила у авиакомпаний список документов для анализа их ценообразования. Службу интересуют данные о работе глобальных систем бронирования (GDS) и управления доходами, включая внутреннюю информацию. На рынке считают, что список документов свидетельствует о непонимании ФАС основных принципов работы GDS и не имеет отношения к поручению президента. Но юристы уточняют: противостоять чиновникам будет сложно.
Как стало известно “Ъ”, в конце сентября ФАС направила в авиакомпании запрос о предоставлении информации по алгоритму ценообразования на билеты экономического класса с использованием компьютерных систем. Список документов из 21 пункта занимает четыре листа.
В частности, в течение десяти дней перевозчики должны выдать ФАС всю информацию о программных продуктах, используемых для размещения и управления ресурсами пассажирских провозных емкостей и доходностью перевозок от наименований и до настроек параметров, о действующих договорах с контрагентами (включая внутреннюю документацию). Также требуются данные о структуре применения алгоритмов управления доходностью маршрутов, подробном регламенте работы автоматизированной системы и ручной корректировки тарифа вплоть до ответственных должностных лиц. У авиакомпаний запрошены детальная статистика продаж с апреля по конец августа, описание «математической модели» расчета тарифов, информация о сервере с данными о продажах, брони и персональными данными пользователей, также все документы по передаче, обработке и хранению данных.
Кроме того, перевозчик должен представить в ФАС сведения о целевом показателе загрузки и распоряжение о ее утверждении, схему распределения мест, информацию об использовании системой продаж и бронирования геолокации и истории запросов потребителя с десятью примерами и приложением копий подтверждающих документов.
В конце письма ФАС предупреждает: ответы на запросы должны основываться на фактических показателях.
На запрос “Ъ” в ведомстве не ответили. В «Аэрофлоте» и S7 подтвердили получение письма и готовят ответы. Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний отмечает: судя по списку, в ФАС «плохо представляют себе, что такое GDS, как и какие задачи она решает». Запрашиваемые данные из совершенно разных областей вообще не относятся к компетенции ФАС, уверен собеседник “Ъ”, по мнению которого адекватно и полностью ответить на запрос службы просто невозможно. Удивляют участников рынка и формулировки: «Что за “математические модели”? Что такое “целевые показатели модели прогнозируемой кривой загрузки в случае заданного показателя указанной кривой за предыдущие периоды 60%”?».
Проблему о расследовании использования авиакомпаниями GDS поднял глава ФАС Игорь Артемьев на транспортном совещании у Владимира Путина в середине августа. Нужно отметить, что президент и сам сразу выразил сомнение в адекватности постановки вопроса, но не решился отмести его. «Не хочется говорить, что чушь это все,— пояснил Владимир Путин.— Не могу сказать, что полностью с вами согласен по поводу сговора, но разобраться с этим точно нужно». Позднее в интервью “Ъ” 28 сентября Игорь Артемьев утверждал: GDS «так запрограммированы, что приводят к росту стоимости билетов выше экономически обоснованного уровня». У участников рынка такие замечания вызывают недоумение. По словам главы ЗАО «Сирена-трэвел» (единственная российская система бронирования авиабилетов) Михаила Баскакова, ни одна GDS не может сама устанавливать или определять тариф, она только предоставляет авиакомпании математический аппарат для его регулирования (см. “Ъ” от 6 сентября). Цену формирует перевозчик, GDS в процесс не вмешивается. Интегрированные с GDS системы управления доходами действительно призваны их максимизировать, что в целом совершенно нормально для любого бизнеса.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев добавляет, что запрошенный объем документов просто невозможно подготовить за десять дней. Не говоря уже о том, подчеркивает эксперт, что есть риск использования полученных ФАС данных против перевозчиков. Требование отказаться от рыночных инструментов ценообразования на билеты, убежден Олег Пантелеев, выглядит «насилием над отраслью». Исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов уточняет, что по закону компании обязаны предоставлять ФАС информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, но только если это требование мотивировано. Поручение президента, отмечает эксперт, может служить мотивацией, и отказать службе нельзя — это грозит штрафом 500 тыс. руб. для юридических и 15 тыс. руб. для физических лиц.