Лицо перестройки
Умер актер Дмитрий Марьянов
Вчера в подмосковной Лобне на 48-ом году жизни умер актер Дмитрий Марьянов. Его звездным часом навсегда остался рубеж 1980-х – 1990-х годов, когда Марьянову посчастливилось, пусть ненадолго, но стать лицом своего поколения.
Дебютировав в кино еще школьником, Марьянов, не случись перестройка, скорее всего, стал бы звездой эскапистского поп-кино, бурно расцветшего на излете советской власти. Известность ему принес фильм «Выше радуги» (1986), поставленный королем попсы Георгием Юнгвальд-Хилькевичем, автором «Д’Артаньяна и трех мушкетеров». Символично, что отца Алика Радуги играл, словно передавая ему актерскую эстафету, Д’Артаньян собственной персоной — Михаил Боярский. Мечтательный фантазер Алик встречался с Сиреной и Иваном-дураком, однако сказочная «гора» рождала, по большому счету, мышь: Алик, ранее отчаянно не ладивший с физкультурой, становился чемпионом по прыжкам в высоту и усваивал нехитрую мораль опоры на собственные силы.
Но фильм оказался едва ли ни последним хитом «доброго» кино о подростках. Страна задалась вопросом, «легко ли быть молодым», и убедила себя в том, что молодым быть не просто тяжело, но опасно и страшно. И именно Марьянову выпало сыграть двух знаковых персонажей перестроечного молодежного кино.
В «Дорогой Елене Сергеевне» (1988) Эльдара Рязанова, одним из первых почувствовавшего общественный заказ на образ злого подростка, он играл насильника Пашу, являвшегося во главе своры — иначе не скажешь — десятиклассников к несчастной учительнице Елене Сергеевне, чтобы подарить ей ночь психологических издевательств. Зато именно Марьянов и реабилитировал молодежь в зрительских глазах, сыграв — в дуэте с Евгением Мироновым — одну из двух главных мужских ролей в фильме Валерия Тодоровского «Любовь» (1991).
Уже забылось, каким глотком чистого воздуха показалась «Любовь» после пятилетки перестроечной чернухи, как восторженно заговорила критика о рождении отечественной «новой волны». Экранная Москва, напоминавшая оттепельную Москву из фильмов Марлена Хуциева и Георгия Данелии, действительно, была наполнена радостным воздухом юности. Вадим (Марьянов) и Саша (Миронов) были поразительно живыми, не идеальными, но просто хорошими парнями. И, одновременно, сегодняшними Пьеро и Арлекином в поисках любовных приключений, обернувшихся обретением любви. Амплуа Арлекина, смешного, но удачливого ловеласа, закадрившего генеральскую внучку, досталось Марьянову, оттенявшему рефлесирующего и находящего не только радость, но и горечь любви Миронова.
Но, подобно тому, как на фильме «Выше радуги» закончилось кино застоя, на «Любви» закончилось кино перестройки, да и кино как таковое почти закончилось лет на десять. После 1991 года Марьянов сыграл в 70 с лишним фильмах, 11 лет служил в Театре Ленинского комсомола, но самой яркой его ролью осталась роль в ретро Сергея Урсуляка «Русский рэгтайм» (1993), где актер перевоплотился в московского мажора 1970-х годов. Можно вспомнить его появления в «Змеином источнике» (Николай Лебедев, 1997), «Затворнике» (Егор Кончаловский, 1999) и «Гибели империи» (Владимир Хотиненко, 2005). И еще, конечно, диджея Диму из чудесных «Дня радио» (2001) и «Дня выборов» (2003) «Квартета И».