Дружба дала трещину
В деле «Трансаэро» появились новые подробности
В деле «Трансаэро» неожиданно всплыли интересные подробности: выяснилось, что незадолго до банкротства авиакомпании ее владельца Александра Плешакова обманул друг и бывший личный советник, тайно продав недвижимость бизнесмена. Что интересно, Плешаков сам доверил ему владение этим активом, чтобы впоследствии обмануть акционеров «Трансаэро». Подробнее об этой схеме — в материале Елены Жариковой и Анастасии Ройзман.
В 2005 году семье Александра Плешакова принадлежало 38% акций авиакомпании «Трансаэро». Бизнесмен решил приобрести еще около 20% и стать основным владельцем перевозчика, но при этом ему совсем не хотелось делать миноритариям оферту — то есть предлагать выкуп их бумаг по рыночной цене, поэтому он зарегистрировал на Британских Виргинских островах компанию Sky Stream и оформил сделку на нее. Главой этой фирмы он назначил своего старого друга — юриста Сергея Линькова, который много лет проработал в должности его личного советника.
Спустя пять лет Александру Плешакову захотелось приобрести кондоминиум в отеле Ritz Carlton во Флориде: недвижимость стоимостью $4 млн он снова оформил на своего друга. Неизвестно, какая кошка пробежала между ними, но уже в 2013 году владелец «Трансаэро» потребовал через суд уволить Линькова и перевести все активы на себя. Но не тут-то было: Линьков, не дожидаясь окончания процесса, продал недвижимость, а почти все вырученные от этого деньги оставил себе.
Эта история демонстрируют обратную сторону так называемого «номинального владения», отметил управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр:
«Номинальное владение осуществляется с целью сохранить в тайне реального владельца. Как правило, это делают либо чиновники, которым запрещено владеть коммерческими организациями, либо лица, которые хотят избежать аффилированности. Обычно номинальными владельцами являются либо друзья, либо родственники — при этом, как правило, окружающие знают, кто стоит за этой компанией. Например, заместитель генерального директора имеет кабинет 50 кв. м., а реальный директор — 20 кв. м., и всем понятно, кто на деле осуществляет руководство компанией».
Александр Плешаков этой ситуацией возмутился и подал иск к уже теперь бывшему другу: бизнесмен потребовал взыскать с Линькова ущерб почти в тройном размере — около $11 млн. Скорее всего, суд удовлетворит его требования, отметил управляющий партнер фирмы «Селютин и партнеры» Александр Селютин:
«Необходимо просмотреть корпоративные документы компании и полномочия руководителя этой фирмы на отчуждение имущества. Может быть, он действовал за пределами своих полномочий, превысив их — тогда эта сделка может быть признана недействительной. Есть еще один момент: даже если все было осуществлено легитимно, возникает вопрос, где деньги: если он потратил их на себя, а имущество принадлежало компании — соответственно, это растрата».
Оба участника процесса уже живут не в России: Сергей Линьков поселился в Германии, а Плешаков с семьей скитается по странам Евросоюза, иногда останавливаясь на несколько месяцев в Азербайджане.
Долги «Трансаэро» оцениваются в 200 млрд руб., четыре из них авиакомпания должна «МТС банку», который ведет разбирательство с перевозчиком в суде Флориды. В июне кредитор добился раскрытия информации об активах ответчиков, вследствие чего и появилась история с кондоминиумом.