Центр даст регионам списать
Мониторинг государственных финансов
Объявленная властями реструктуризация набранных регионами бюджетных кредитов затронет 70% субфедерального долга, пишет АКРА в своем новом исследовании. На конец третьего квартала задолженность регионов перед Минфином составляла чуть более 1 трлн руб., из которых 700 млрд подлежат реструктуризации со сроком 7 или 12 лет (в зависимости от темпов роста экономики субъекта). В АКРА отмечают, что новация сократит расходы регионов на погашение долга перед центром с 250–300 млрд до 36,8 млрд руб. в 2018–2019 годах (5% ежегодно от накопленного долга). Последующие погашения в размере 10% (73,7 млрд руб.) в 2020 году и 20% (147,4 млрд руб.) ежегодно до 2024 года не представляют существенной угрозы для региональных бюджетов, полагает агентство.
Регионы дополнительно выиграют и от обесценения бюджетных кредитов, которые, напомним, выдаются по символической ставке 0,1% годовых. Исходя из инфляции в 4% экономия составит от 108 млрд руб., или 15,2% реструктурируемых кредитов (при варианте 7 лет), до 181 млрд руб., или 25,6% при 12-летнем сценарии. Наибольшую выгоду от реструктуризации получат регионы, имеющие максимальные доли бюджетных кредитов в общем объеме долга (см. диаграмму). Так, у Калужской области под реструктуризацию подпадет 88% накопленного на 1 сентября 2017 года долга — у этого региона соотношение задолженности к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2016 года было равно 85%. Объем реструктурируемого долга этого региона — 26,6 млрд руб. У Чукотки эти цифры 84% и 76% соответственно, сумма — 9,4 млрд руб. У Тверской области — 78% и 66%, сумма — 13,7 млрд руб.
Напротив, регионы, имевшие самый высокий уровень долга по отношению к доходам, имеют небольшую долю бюджетных кредитов и не могут рассчитывать на кардинальное изменение параметров их обслуживания. К примеру, у Мордовии с соотношением долга к своим доходам в 176% под реструктуризацию подпадет только 29% задолженности (13,2 млрд руб.). У Хакасии с долгом в 145% к доходам — лишь 12% (2,9 млрд руб.). По всей видимости, таким регионам придется продолжить рефинансирование долга рыночными инструментами — банковскими займами и выпуском облигаций. В АКРА фиксируют рост активности субфедеральных заемщиков на долговом рынке в 2017 году, включая дебюты регионов, ранее не прибегавших к облигационному финансированию дефицитов бюджета.