Арт-скороговорка

Дмитрий Буткевич — о выставке Кейичи Танаами

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о выставке классика современного японского искусства Кейичи Танаами в галерее Гари Татинцяна.

Фото: GARY TATINTSIAN GALLERY, INC.

Своеобразная арт-скороговорка: в галерее Гари Татинцяна открылась выставка Кейичи Танаами. Танаами 81 год, он — безусловный классик современного японского искусства. С начала 90-х преподавал в Киотском университете искусства и дизайна и воспитал целое поколение авторов: в том числе Такаси Мураками, чья выставка сейчас работает в «Гараже». Можете сравнить.

Гари Татинцян довольно последовательно ведет своего рода культуртрегерскую работу, показывая в России художников, у нас не слишком известных. А иногда наоборот привозит сюда работы арт-звезд, с которыми лично знаком — как недавно, например, было с выставкой Херста.

Итак, Кейичи Танаами. В детстве он пережил американские бомбардировки Токио: этот опыт на всю жизнь определил многие сюжеты его работ. Обычные для японцев манга и аниме сочетаются в его работах с буддийскими символами, а также с летящими самолетами, бомбами, взрывами. Среди героев — исключительно женщины и дети. На вопрос «почему» Танаами отвечает, что в детстве видел вокруг только женщин и детей. Взрослых мужчин не было: все либо еще воевали, либо уже погибли.

В начале карьеры Танаами работал в авангардном кино с Йоко Оно и Нам Джун Пайком, был неодадаистом, с Раушенбергом, познакомился с Уорхолом. Кстати, в 1975-м стал первым арт-директором японского «Плейбоя», и сейчас его работы предельно эротичны — может, даже больше.

В России показывают его огромные акриловые полотна с аппликацией. Пластиковую скульптуру. И мультфильм, сделанный автором по мотивам произведений, выполненных специально для московского проекта.

Вся лента