Реформация на российской почве

годовщина

31 октября Евангелическо-Лютеранская церковь России отпразднует 500-летнюю годовщину Реформации. О том, как все эти годы лютеранская вера развивалась в России, в материале для "Д" рассказывает Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.

Российское лютеранство — зримое доказательство того, что наследие Реформации совсем не чуждо русскому человеку. Из всех христианских конфессий, существующих в России помимо православия, только Лютеранская церковь была признана на государственном уровне с особым статусом, а лютеране были инкорпорированы в российский правящий класс и интеллигенцию. В православной стране лютеранская вера пользовалась большим уважением, кирхи стали органичной частью крупных городов, а идеи Реформации в лютеранском изложении совсем не пугали официальную Православную церковь и общество (отражением этого отношения стало известное стихотворение поэта Федора Тютчева "Я лютеран люблю богослуженье...").

Достижения и современные проблемы лютеранства были в значительной степени предопределены его историей: православие и власть никогда не обвиняли лютеран в попытках экспансии и прозелитизме (обращении в свою веру "русских православных"), как католиков. Лютеранство умело налаживать отношения с государством и долгое время оставалось этнической верой "нерусских". Последователи Мартина Лютера обосновались в Московии практически сразу после 1517 года, когда Лютер огласил свои знаменитые тезисы. Инженеры, купцы, ученые из числа лютеран стали приезжать в Россию со времен Ивана Грозного (в 1576 году была построена первая лютеранская кирха). Большинство из них составляли немцы, но были и шведы, датчане, финны — они становились российскими подданными, шли на государственную службу. В XIX веке лютеране составляли почти четверть российского генералитета и губернаторского корпуса. Без знаменитых лютеран сложно себе представить русскую науку и культуру: учителем первопечатника Ивана Федорова в XVI веке был датчанин Ганс Мессингейм, а словарь живого русского языка создал в XIX веке обрусевший датчанин Владимир Даль, к лютеранству принадлежали герой войны 1812 года генерал Михаил Барклай-де-Толли, мореплаватели Беллинсгаузен, Крузенштерн, Беринг, художник Карл Брюллов и ювелир Петер Фаберже. Численность лютеран росла и за счет присоединения новых земель в Прибалтике, и вследствие переселения немцев из Германии по приглашению России: при Екатерине II созданы поселения в Поволжье, при Александре I последователи лютеранского течения пиетистов (почитателей благочестия, уделявших большое внимание молитве и методичному изучению Библии) из Швабии поселились в Сибири, на юге Украины, в Причерноморье (в частности, в Крыму). Евангелическо-Лютеранская церковь (ЕЛЦ) в Российской империи объединяла в себе приходы двух разных традиций — немецких лютеран и финские приходы Ингерманландии (северо-запада России — Ленинградская область, Карелия). Устав ЕЛЦ утверждал (с 1832 года) сам император, то есть православный правитель являлся покровителем и лютеранства. Автономные национальные лютеранские церкви существовали в Финляндии и Польше.

Советская политика по отношению к религии и немцам нанесла страшный удар по лютеранству — отдельные общины сохранялись в Сибири, Средней Азии, официально приходы действовали в Прибалтике. В 1941 году была ликвидирована Республика Немцев Поволжья, в 1941-1942 годах немцы были выселены из европейской части России в Среднюю Азию и Сибирь.

В начале 1990-х годов лютеранство стало развиваться фактически с чистого листа, особенно в европейской России. ЕЛЦ стала постепенно терять свой этнический характер — как в итоге советского разгрома, так и из-за массовой эмиграции русских немцев из России и Средней Азии в Германию. Причины были в поиске лучшей благополучной жизни, чем в России 1990-х, и, по признанию многих немцев, в том, что не оправдались их надежды на то, что президент Борис Ельцин восстановит Республику Немцев Поволжья. К началу 2000-х годов многие общины находились в кризисе из-за оттока верующих и проблем с финансированием. Большинство приходов зависело от помощи со стороны ЕЛЦ Германии и немецкого правительства, переход общин на самофинансирование оказался непростым и еще до конца не завершен.

Российское лютеранство — зримое доказательство того, что наследие Реформации совсем не чуждо русскому человеку

Однако испытания советского и постсоветского времени, религиозный бум в России после перестройки позволили удивительным образом раскрыться культурному и богословскому потенциалу лютеранства. Большинство прихожан в лютеранских приходах — русские по культуре и происхождению, и лишь некоторые до сих пор говорят о своих отдаленных немецких или финских корнях. На новом витке истории русская интеллигенция проявила большой интерес к поиску своего духовного пути через лютеранскую веру. Широкий выбор мировоззрений и богословских идей представлен в разных общинах и юрисдикциях лютеран современной России.

Евангелическо-Лютеранская церковь России — "немецкая" ЕЛЦ, остается основным объединением, наследником исторического лютеранства, у ЕЛЦ самые тесные отношения с РПЦ и властью (хотя во многих регионах верующие до сих пор добиваются передачи зданий кирх). Возглавляет ЕЛЦ архиепископ Дитрих Брауэр, русский немец. ЕЛЦ более либеральна, чем другие юрисдикции — женщины могут становиться пасторами. Кроме того, ЕЛЦ поддерживает тесные связи с ЕЛЦ Германии, в рамках которой допускается либеральное отношение к гомосексуализму (хотя в ЕЛЦ России подчеркивают, что русские лютеране консервативны). Однако на практике в ЕЛЦ можно найти и либералов, и консерваторов (многие общины конфликтовали в 1990-е годы с пасторами-либералами, присланными из Германии). Сохраняется традиция "братских общин" — это консервативные общины Сибири, Дальнего Востока, наследники пиетистов XIX века, лютеране, которые в советский период были вынуждены существовать без пасторов.

Евангелическо-Лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ) — "финская" ЕЛЦ, объединяет в основном лютеран северо-запада России. Главой ее является епископ Арри Кугаппи, русский финн. Однако приходы ЕЛЦИ есть и в Поволжье, и в Сибири и на юге России, а в 2000-е годы успешная миссия привела к созданию общин среди финно-угорских народов в Мордовии, Марий Эл, Башкирии. Церковь Ингрии — консервативное направление, основанное на высокоцерковной скандинавской традиции (особое внимание к строю богослужения), отрицает женское священство, не приемлет однополые браки (в силу чего конфликтует с более либеральной Финской Лютеранской церковью).

Сибирская Евангелическо-Лютеранская церковь была основана в начале 1990-х годов в Новосибирске, ее центр находится в Академгородке. Эта церковь выросла из стремления творческой интеллигенции найти свой христианский путь, что вылилось в появлении первой русской лютеранской юрисдикции, распространившей свое влияние на сибирские регионы (прихожанами стали как русские, так и русские латыши, эстонцы, финны). Епископом Сибирской ЕЛЦ является Всеволод Лыткин, который познакомился с лютеранством еще в советской Эстонии. Он был рукоположен в Эстонской лютеранской церкви, от которой в 2003 году сибиряки получили автономию. Семинарию Сибирской ЕЛЦ поддерживают американские лютеране-консерваторы из Лютеранской церкви — Миссурийский синод. Соответственно, церковь во главе с Всеволодом Лыткиным является самой консервативной: она выступает против любого модернизма в церковной жизни и богословии, за высокую литургическую традицию (строгий порядок службы), нетерпима к женскому священству и другим нарушениям библейских принципов.

Евангелическо-Лютеранская церковь "Согласие" — возникла одновременно с Сибирской церковью Всеволода Лыткина (и также в Новосибирске) в результате миссии американских проповедников из американского Висконсинского евангелического лютеранского синода. Таким образом, "Согласие" примыкает к числу строгих консервативных направлений. Приходы этой церкви есть на Урале, в Сибири, а после 2014 года в состав "Согласия" перешла консервативная община Украинской лютеранской церкви в Севастополе в Крыму.

С созданием Сибирской ЕЛЦ поиски "русского пути" лютеранства не закончились. В 2007 году была образована Евангелическо-Лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦ АИ), которая привлекла в свои ряды некоторых пасторов из "немецкой" ЕЛЦ, из Церкви Ингрии. Многих привлекли идеи необходимости развития своей национальной церкви, консервативности в богословских вопросах, а также конгрегационализма — большей независимости каждой общины. ЕЛЦ АИ в момент своего появления исповедовала консерватизм евангельского направления, в силу чего сотрудничала с баптистами, пятидесятниками, заключила соглашение о сотрудничестве с другим независимым объединением — Карельской лютеранской церковью (центр в Сортавале, Республика Карелия). Вместе с тем ЕЛЦ АИ противопоставила себя двум крупнейшим объединениям — как "немецкой" ЕЛЦ, так и Церкви Ингрии, которые обвинили новую структуру в стремлении переманить к себе верующих и занять здания кирх, исторически принадлежавших немецким общинам. В 2017 году из состава ЕЛЦ АИ вышло несколько крупных приходов Центральной России, образовав новую русскую консервативную лютеранскую структуру — Евангелическо-Лютеранскую церковь — Южный синод во главе с епископом Анатолием Малаховым с центром в Воронеже.

В России зарегистрировано более 200 лютеранских организаций (религиозных групп и общин — в два раза больше), около 400 тыс. человек этнически можно отнести к лютеранской вере (часть немцев, финны, эстонцы, латыши), тысячи русских, не связанных с этнической традицией, уже участвуют в деятельности лютеранских церквей. Косвенно лютеранским влиянием можно считать и широкое распространение евангельского протестантизма — первые баптистские общины возникли на юге России в XIX веке именно в результате проповеди немецких пиетистов. Кроме того, в советское время рассеянные по стране русские немцы--выходцы из лютеранской среды стали ведущими религиозными лидерами и в православии, и среди баптистов и пятидесятников. Лютеранство стало уникальным элементом русской религиозной культуры, в котором сочетаются европейские ценности, осмысление личной веры и общинной жизни в русле идей Реформации, а также внимание к богослужению и молитве, близкие православному благочестию.

Лютеранские общины в России (всех юрисдикций)



Всего222
Алтайский край1
Архангельская область1
Астраханская область1
Владимирская область1
Волгоградская область4
Воронежская область3
Забайкальский край4
Иркутская область4
Кабардино-Балкарская республика2
Калининградская область15
Калужская область1
Карачаево-Черкесская республика1
Кемеровская область1
Костромская область1
Краснодарский край4
Красноярский край5
Курская область1
Ленинградская область21
Магаданская область1
Москва10
Московская область3
Мурманская область1
Нижегородская область1
Новгородская область1
Новосибирская область8
Омская область5
Оренбургская область3
Орловская область1
Пермский край4
Приморский край2
Псковская область2
Республика Башкортостан5
Республика Бурятия2
Республика Карелия17
Республика Коми3
Республика Крым8
Республика Марий Эл2
Республика Мордовия2
Республика Татарстан4
Республика Хакасия6
Ростовская область1
Самарская область5
Санкт-Петербург14
Саратовская область3
Свердловская область8
Севастополь1
Смоленская область1
Тверская область2
Томская область3
Тульская область1
Тюменская область1
Удмуртская республика3
Ульяновская область1
Хабаровский край3
Челябинская область1
Чувашская республика1
Ярославская область1
Зарегистрировано в Минюсте РФ10
(централизованные организации,
образовательные учреждения)

Данные Информационного портала Минюста РФ.

Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях по состоянию на 30.09.2017.

Вся лента