Какой поддержки не хватает промышленности?
прямая речь
Сергей Давыдов, директор по производству ООО «Некст Трейд»:
– У Воронежской области очень хороший потенциал роста экономики за счет промышленного сектора. За последние годы многие компании, в частности, нефтегазового кластера, оснастились самым современным оборудованием, используют новые технологии. Но пока низок уровень кооперации между предприятиями. Поэтому на практике заказы, которые вполне могли бы выполняться на территории области, уходят компаниям за ее пределами. Соответственно, финансовые средства воронежских заказчиков работают на развитие экономики других регионов. Перераспределение этих финансовых ресурсов внутри нашей области даст синергетический эффект.
Предприятия, получив дополнительное финансирование, смогут развивать свои производственные возможности, экономить накладные расходы на закупе дублирующего оборудования, увеличивать заработную плату своим работникам. Соответственно, вырастет налоговая база и уровень жизни воронежцев, занятых в промышленном производстве.
Сергей Валюхов, генеральный директор АО «Турбонасос»:
— Для развития промышленного сектора созданы хорошие предпосылки. И с точки зрения законодательной базы, и инструментов финансовой поддержки при создании технопарков, кластеров. Но, к сожалению, остается основная проблема: нет дешевых и длинных денег. И это негативно отражается на динамике развития промышленности. Речь не идет о крупных государственных монополиях, которые, понятно, находятся в привилегированном положении. Я говорю о мелких и средних предприятиях.
Думаю, если бы были дешевые длинные деньги, масса проблем у малого и среднего бизнеса отпала. Во всяком случае, завтрашний день был бы более предсказуем, и можно было бы финансировать НИОКР, выводить на рынок новые продукты, затем часть этих затрат компенсировать через уже созданные государством инструменты поддержки инновационной деятельности или через другие госпрограммы. Таким образом была бы создана благодатная почва для ускоренного развития реального сектора экономики.
Владимир Петров, генеральный директор ЗАО «Липецкое станкостроительное предприятие»:
— Промышленность нужно развивать, прежде всего, усилиями самих руководителей предприятий. Лично у меня никогда не было такой идеи – ожидать помощи от государства. У нас бизнес семейный или, если можно так выразиться, династийный. Отец – заслуженный станкостроитель, мы с братом пошли по его стопам и сегодня возглавляем станкостроительные предприятия. И всегда «выруливали» из проблемных ситуаций на своих волевых идейных качествах и знаниях. Но то, что сегодня государство повернулось лицом к промышленности и наконец-то осознало, что мы на одном сырье развитую экономику не построим, нужно создавать машины, – это очень позитивный сдвиг. Теперь государственный вклад в развитие промышленности очень весом. И мне нравится философия государственной поддержки: если бизнесмен сам вкладывается в модернизацию, диверсификацию своего бизнеса, государство подставляет ему финансовое «плечо». Если владелец сам верит в то, что он делает, верит в результат, ему и помочь, как говорится, не грех. А если он «потух», какой смысл оказывать поддержку?
Инструментов поддержки достаточно много разработано и в России, и за рубежом. Лично мне нравится тот, что применяется сегодня в Китае. Если посмотреть путь развития этой страны, можно увидеть парадигму – от количества к качеству. И посмотрите динамику их развития! Еще несколько лет назад весь мир насмешничал над «одноразовостью» всего, что произведено в Китае, а сегодня то, что делается там, достойно уважения и даже восхищения. Потому что выстроена государственная политика, стимулирующая движение именно по тому вектору, который необходим для развития экономики.
Владимир Лаврентьев, председатель Совета директоров ООО «Липецкмаш»:
— Сегодня непростая ситуация у предприятий, которые занимаются производством. Государство пока не очень эффективно поддерживает малый и средний бизнес. Частые проверки, большая доля непредсказуемости мешает сегодня многим акционерам вкладывать средства в реализацию промышленного потенциала своего предприятия. Часто от руководителей приходится слышать: «Нельзя сегодня заниматься бизнесом!» К примеру, на одном из предприятий за год было девять проверок. Ну как можно в таких условиях нормально работать?
Конечно, государство делает серьезные шаги, которые могут придать новый импульс возрождению промышленного сектора: в 2015 голу вступил в силу закон о промышленной политике, есть интересные программы поддержки, в том числе программа развития кластеров, в которую вошел наш кластер «Липецкмаш», программа поддержки индустриальных и технопарков.
Все это уже начало давать результаты. В частности, создан наш кластер, который признан перспективным и на федеральном уровне: Минпромторг включил его в официальный реестр. Но если говорить в целом о развитии машиностроения как базы для возрождения былой мощи отечественной промышленности, то требуется привлечь повышенное внимание государства и региональных властей к этой отрасли. В плане и управленческих решений, и финансовой поддержки и, наконец, политической воли.
Дмитрий Марков, генеральный директор АО «Гидрогаз»:
— Если вспомнить технические и технологические достижения страны в минувшие исторические промежутки, то становится ясно, что они достигались постановкой государством конкретных задач. Причем такого масштаба, как, например, запустить спутник, создать атомную электростанцию. Под эти технологические сверхзадачи направлялись ресурсы – государственно-финансовые, людские, научные, подключалась система образования. И эти задачи решались. По такому пути идут все страны. То есть это комплексный подход, который подразумевает, что стимулируются не конкретные предприятия, а создается механизм, который привлекает к решению задачи бизнес, науку, образование. Работая в конкурентной среде, они вместе получают результат. У нас же пока государственные ресурсы распределяются так, чтобы они работали не на уровне отрасли или страны, а на уровне отдельных предприятий, которым создаются льготные условия. А это – почва для коррупции.
На мой взгляд, сейчас необходимо заложить в государственной промышленной политике протекционизм в торговле, потому что если мы не можем продать то, что создаем, то автоматически тормозим техническое перевооружение и загоняем себя все больше в угол. К примеру, рынок сбыта машиностроительной продукции уменьшился во много раз. Если эту ситуацию изменить, пойдут инвестиции в основной капитал, инновации и другие составляющие качественного подъема отрасли.