Грузовички и пулеметики
Роль автомобиля в двух русских революциях
Как известно, символом Французской революции стала гильотина, а вот на символ русской революции 1917 года может по праву претендовать автомобиль - без него в революционном Петрограде не обходилось ни одно событие. Подтверждение тому - фотографии, сделанные между мартом и октябрем 1917 года, которые мы подобрали и выстроили в хронологическом порядке.
О том, как в те дни выглядели улицы Петрограда, написал в своем "Сентиментальном путешествии" писатель Виктор Шкловский: "По городу метались музы и эринии Февральской революции - грузовики и автомобили, обсаженные и обложенные солдатами, едущими неизвестно куда, получающими бензин неизвестно где, дающие впечатление красного звона по всему городу. Они метались, и кружились, и жужжали, как пчелы".
На самом деле кажущееся со стороны беспорядочным движение подчинялось определенному смыслу. Поначалу автомобили поддерживали связь между вспыхнувшими в разных частях города очагами восстания, а затем, когда Государственная дума взяла власть в свои руки, автомобили начали патрулировать улицы и выступали в роли курьеров, доставляя в Таврический дворец донесения и развозя из него приказы во все районы Петрограда.
Роль автомобиля понимали и с другой стороны. Отвечавший за все автомобильные части Русской императорской армии генерал-майор Петр Секретев еще за несколько дней до революции посмеивался над думцами-революционерами за дружеским обедом в ресторане: "Мы тоже не дураки. Мы как выкатим наши грузовички, да как поставим на них пулеметики, так все сразу и будет прикончено". Но выкатить грузовички с пулеметиками и сразу все прикончить у царского генерала не получилось: его арестовали уже 3 марта и отправили в камеру Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Приказ об этом отдал Климент Ворошилов - будущий советский маршал, а тогда член Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, с которым Государственная дума делила власть. Арестовал генерала Секретева отряд из нижних чинов Военной автомобильной школы под командованием Владимира Маяковского - будущего пролетарского поэта, служившего тогда в автошколе чертежником. Так и просидел генерал всю революцию в камере Петропавловки, пока по улицам носились автомобили, творившие революцию наравне с людьми. Технический прогресс и тут пришел на помощь человеку.
Автосани бывшего царя
Один из самых известных снимков, сделанных в дни Февральской революции: автосани Packard у здания министерства юстиции, располагавшегося по адресу Итальянская улица, дом 25. На капоте читается надпись: "Автомобильная команда Временного комитета Государственной Думы". В 1917 году этот снимок растиражировали на открытках с подписью: "Автомобиль-сани быв. царя Николая II", что вряд ли соответствует действительности - в Собственном Его Величества гараже на момент начала революции и правда находились такие автосани, но на самом деле они числились за Военно-автомобильной школой и были переданы в мастерские гаража для установки движителя Кегресса. Кроме того, к февралю 1917 года в мастерских на гусеничный ход переставили еще десяток таких "Паккардов", так что изображенные на снимке автосани вряд ли имеют отношение к Николаю II. А вот пост министра юстиции в марте 1917 года занимал Александр Федорович Керенский, и, скорее всего, автосани предназначены для него.
Автопарк революции
Гараж Технологического института в марте 1917 года. Слева направо: британский Argyll, название которого у нас произносили как "Аргайль" вместо "Арджилл", американский Case, французские Lorraine-Dietrich и Brasier. Справа видны останки какого-то грузовика, а на заднем плане стоит небольшой двухместный автомобиль неустановленной марки. Такая разномастица была вообще характерна для того времени: в руки революционных масс попали и автомобили из частей Русской императорской армии, и принадлежавшие различным ведомствам и общественным организациям, и реквизированные у частных лиц. На пробке радиатора "Аргайля" виден маскот, в котором закреплен флаг, судя по оттенку - ярко-красный. Еще один красный флаг в руках у человека, стоящего у окна. Шофер лимузина "Бразье" в отличие от других одет в кожаную куртку, положенную чинам автомобильных частей. На остальных - обычные шинели, причем погоны с эмблемой автомобильных войск видны только у шофера за рулем "Лорен-Дитриха".
Автомобиль, увитый розами
Военный и морской министр Александр Федорович Керенский под охраной Женского батальона выступает перед войсками на Ходынском поле в автомобиле бельгийской марки Minerva, предоставленном ему в Москве во время визита в Первопрестольную 26 мая 1917 года. Новый пост Керенский получил 5 мая 1917 года и сразу же начал кампанию по организации наступления: объезжал фронтовые части и выступал на митингах, пытаясь воодушевить войска, за что получил прозвище "главноуговаривающего". Популярность быстро сделала свое дело: газеты называли его "рыцарем революции", "первой любовью революции" и "гением русской свободы". Один из современников так писал о его популярности в те дни: "Тернист путь Керенского, но автомобиль его увит розами. Женщины бросают ему ландыши и ветки сирени, другие берут эти цветы из его рук и делят между собой как талисманы и амулеты". К слову, Керенский был одним из первых политиков, использовавших автомобиль в качестве трибуны.
Кредитная история
Автомобили на Дворцовой площади в "День займа свободы" 25 мая 1917 года, устроенный по инициативе Союза деятелей искусств. По улицам Петрограда двигались украшенные транспарантами грузовики, на которых находились члены Союза деятелей искусств, объединения "Мир искусства", футуристы, кубисты и представители других направлений, остановки сопровождались выступлениями ораторов и поэтов. К решению взять денег в долг у населения Временное правительство пришло уже на четвертый день своего существования - 5 марта 1917 года. Мероприятие получило название "Заем свободы" и стало крупнейшей кредитной операцией Временного правительства. Подписная цена составляла 85 процентов - за облигацию номиналом в 100 руб. подписчик платил 85, ставка ежегодного дохода составляла 5%. Доход предполагалось выплачивать два раза в год - 16 марта и 16 сентября, но министерство финансов по понятным причинам смогло сделать это только один раз.
Июльский кризис
Последним наступлением русских войск во время Первой мировой войны стало так называемое "наступление Керенского", провалившееся из-за полного падения дисциплины в армии. К неудачам на фронте добавился и правительственный кризис - уход нескольких министров из-за уступок на переговорах с украинской Центральной радой. Пошатнувшимся положением Временного правительства воспользовались большевики и анархисты, тут же устроившие демонстрации и выступления с требованием его отставки, но все они были подавлены правительственными войсками и закончились кровопролитием. Эти события первых дней июля 1917 года получили название "июльское восстание" или "июльский кризис" и не обошлись без автомобилей: на фото разъезд войск на Дворцовой площади 5 июля 1917 года после подавления восстания, грузовик - итальянской марки SPA из числа союзнических поставок.
Положение критическое
Один из визитов Керенского в войска летом 1917 года - военный и морской министр на заднем сиденье автомобиля Pierce-Arrow приветствует толпу, приподнимая фуражку. У этого "Пирс-Эрроу" удивительная история: он числился в автомобильной команде Ставки Верховного главнокомандующего, был взят Керенским для поездки на фронт 9 июля, но обратно не возвращен. Шофер и его помощник писали 2 августа 1917 года в Ставку: "Сообщаем Вам, что мы в дальнейшем при Военном Министре находиться нет возможности, так как наше положение кретическое. Просим Вас ходатайствовать о переводе нас в Штаб. Мы имели разговор с адъютантом Министра по поводу откомандирований нас и они против ничего не имеют, только без машины, так как они хотят оставить ее у себя. Ждем Вашего распоряжения. Солдаты Перестронин и Васильев" Автомобиль Керенский не вернул, а "Пирс" сыграл свою роль в истории: именно на нем Александр Федорович бежал из Зимнего в дни октябрьского переворота.
Штабной угон
Фраза "Смольный - штаб революции" стала одной из идиом революционной летописи, отливавшейся в металле и высекавшейся в граните все годы советской власти. Свое название Смольный получил от Смоляного двора, где еще во времена Петра I хранили смолу для Адмиралтейских верфей. В 1808 году на этом месте архитектор Джакомо Кваренги возвел здание, в котором расположился Смольный институт благородных девиц. В октябре 1917 года благородных девиц эвакуировали в Новочеркасск, а опустевшее здание заняли большевики. На снимке на переднем плане виден американский Packard, правее от него стоит лимузин французской марки Rochet-Schneider и ландоле Turcat-Mery. Не исключено, что это именно тот самый автомобиль "Тюрка-Мери", которым в первые месяцы советской власти пользовался Ленин и который у него угнали прямо от подъезда Смольного. На заднем плане у лестницы виднеется ландоле марки "Русско-Балтийский".