Пиратам оставили право на суд
Блокировку копий национальных фильмов ускорят
Минкульт смягчил предложения по борьбе с сайтами, нелегально распространяющими отечественное кино. В отличие от предлагавшегося еще весной механизма блокировок по требованию самого Минкульта сейчас предполагается делать это при участии Мосгорсуда, при этом вся процедура сократится как минимум на три дня по сравнению с иностранными фильмами. Это ставит правообладателей в неравные условия, отмечают эксперты.
Проект поправок Минкульта к закону «Об информации» об ускоренной блокировке сайтов с незаконно размещенными национальными фильмами опубликован на regulation.gov.ru. Он предполагает, что после решения Мосгорсуда о предварительных обеспечительных мерах правообладатель может обратиться в Роскомнадзор, который в течение суток дает команду провайдерам заблокировать страницу сайта, а поисковикам — убрать ее из выдачи, на что им также даются одни сутки. После этого правообладатель должен обратиться в суд с иском к сайту, в противном случае произойдет его разблокировка. Таким образом Минкульт хочет сократить время пребывания пиратской копии в сети и предотвратить «значительные финансовые потери киноотрасли», сказано в пояснительной записке.
Действующий с 2015 года порядок блокировки предполагает более длительную процедуру — новый проект фактически укорачивает ее как минимум на три дня в случае национальных фильмов. Национальным считается фильм, снятый на языке народов РФ, продюсер которого — гражданин РФ или зарегистрированная в стране компания, большинство авторов — граждане РФ, а в составе съемочной группы не более 30% человек не имеют российского гражданства. Иностранные инвестиции не должны превышать половину сметы, в фильме также не может использоваться нецензурная брань. «Существующий на данный момент механизм блокировки законопроектом сохраняется. Основной акцент сделан на сокращение сроков административных процедур. Мы планируем, что срок нахождения пиратской копии национального фильма в интернете сократится до одного дня»,— отметили в четверг в пресс-службе Минкульта.
Идею экстренной блокировки пиратских сайтов с российским кино Минкульт продвигал еще с весны, но в гораздо более жестком варианте — министерство предлагало блокировать их без решения суда за два дня, а рассмотрение заявлений правообладателей готово было взять на себя. Идея не получила одобрения профильных комитетов Госдумы, зато ее поддержали кинематографисты, которые в письме к министру культуры Владимиру Мединскому жаловались на несовершенство госполитики в отношении пиратства. Письмо подписали продюсеры Сергей Сельянов, Тимур Бекмамбетов, Федор Бондарчук и др. Минкульт пытается, таким образом, защитить госинвестиции в кино: в год выходит 150 российских фильмов, часть из них поддерживается самим министерством и правительственным Фондом кино. Сборы от российских фильмов в год составляют около 8 млрд руб.; не менее половины этой суммы правообладатели теряют из-за пиратства, оценивал ранее собеседник “Ъ” в Минкульте.
Даже министр связи уже признал неэффективность и вредность блокировок в текущей модели (в среду Николай Никифоров отметил, что «метод блокировок не позволит достичь желаемого результата, и на каждую блокировку всегда будет оперативно придумана технология, позволяющая ее обойти», передавал «Интерфакс»), а Минкульт с Роскомнадзором продолжают гнуть свою линию, отмечает директор по стратегическим проектам Института развития интернета Ирина Левова. «Из плюсов поправленной версии проекта можно отметить добавление суда в цепочку — практика разрешения гражданско-правовых споров без признания факта спора и судебного разбирательства представляется крайне странной»,— считает она. При этом, устанавливая особую процедуру защиты прав на национальные фильмы, инициаторы проекта игнорируют международные обязательства РФ по соглашению ВТО ТРИПС, а также статьи Конституции и Бернской конвенции, согласно которым все равны перед законом и судом, а иностранные авторы пользуются такими же правами, как и авторы—граждане страны, добавляет омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов.