Благодарим за внимание
Кому и как оставлять чаевые
В одних странах давать на чай просто обязательно, в других — чаевые, напротив, сочтут оскорблением, а кое-где все вообще зависит от того, кто вы — свой или иностранец. “Коммерсантъ Стиль” разобрался в нюансах, чтобы вы, оставляя на чай, не почувствовали себя не в своей тарелке.
Модель, участница реалити-шоу «Семейство Кардашьян» Кендал Дженнер недавно подверглась критике в соцсетях за то, что якобы не оставила чаевых бармену бруклинского бара Baby`s All Right, в котором отдохнула на $24. Сотрудник заведения выложил в Twitter чек с подписью «Не забывайте оставлять чаевые своему бармену». Мисс Дженнер ответила на обвинения через соцсеть: «Вот черт! Значит, я больше не буду оставлять чаевые наличными». История вызвала общественный резонанс, и даже не потому, что Кендал — знаменитость. В США не оставлять чаевые просто неприлично. Это одна из тех стран, где благодарить за услугу практически обязательно, причем за монеты на вас могут еще больше обидеться, чем за отсутствие чаевых в принципе — только бумажные деньги или вознаграждение с карты.
Есть страны, где такое поощрение абсолютно не принято и даже неприемлемо, например, Ливан или Япония. Зная о европейских и американских традициях, в ресторане чаевые не сочтут оскорблением со стороны туристов, но деньги вернут. А есть страны, где все еще сложнее: внутренние правила жизни и правила для туристов отличаются. Так, в Непале и в Центрально-Африканской Республике в пятизвездных отелях чаевые — это норма, но в остальных местах они недопустимы.
Без чаевых
Если оставить страны, где чаевые не приняты в принципе, то, говорит специалист по этикету и протоколу, наставник Orator Сlub Алёна Гиль, есть несколько причин, по которым люди не оставляют чаевых: недовольство обслуживанием, нежелание возвращаться в заведение и незаинтересованность в выстраивании отношений с персоналом. Кроме того, человек может быть незнаком c правилами делового взаимодействия, традициями и культурой общения. Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и то, что гость может оказаться самым обыкновенным скупердяем. «Прийти в хорошее место, получить хорошее обслуживание и не отблагодарить персонал, зная заранее, что так принято,— это грубость и почти неадекватность»,— констатирует Алёна. Специалист по этикету настаивает, что, если человек старался обслужить вас превосходно, пусть и в рамках должностных обязанностей, рассчитывая на ваше вознаграждение, а вы его не вручили — вы лишили его дохода, на который он вправе был надеяться.
Отели
В большинстве стран Европы 1–2 доллара или евро на кровати, оставленные для горничной утром,— это норма. Поощрение за труд сулит не просто чистый номер, а приятные бонусы в виде полотенец-лебедей, лепестков роз и других милых вещиц. Но в Турции, например, чаевые стоит оставлять, так сказать, авансом: заранее дать понять, что вы намерены отблагодарить за хорошую работу, советует Татьяна Вострикова, генеральный директор Family IRIS Group. При чаевых размером в 10–15% обслуживание будет на высочайшем уровне.
В отелях обязательно нужно оставлять чаевые портье, который помогает гостю с чемоданами. Поэтому, отправляясь в гостиницу, лучше всегда иметь при себе наличные: неловкие ситуации возникают от того, что в кошельке не оказывается достаточного количества мелких купюр или монет. Оставляя слишком большую сумму, люди выглядят не щедрыми, а глупыми, сорящими деньгами; не оставляя почти ничего — скупыми и невоспитанными. Нормальные чаевые для портье — 1–2 доллара или евро в зависимости от страны пребывания. Исключение — США. Там вознаграждение зависит от стоимости номера, поэтому обычно выходит гораздо большая сумма — 5, а то и 10 долларов. Горничным в США также принято оставлять на тумбочке 5 долларов ежедневно, в отелях попроще — 1–2 доллара.
Рестораны, бары, клубы
Практика чаевых в ресторанах самая очевидная и распространенная. В большинстве стран нормой считается оставить официанту 10–15% от суммы счета. При этом в половине стран, как, например, в Италии, чаевые включаются в счет автоматически. В этом случае дополнительное поощрение необязательно, хотя вознаградить официанта за старания можно.
Что касается способов выдачи официанту вознаграждения, общий совет прост: его можно оставить в папочке для счета. Однако в Великобритании, к примеру, принято отдавать чаевые в руки. В Соединенном Королевстве чаевые полагается оставлять исключительно официантам, рассказывает Татьяна Вострикова. «Ни в гостиницах, ни в пабах, например, это не принято,— уточняет Татьяна.— Скорее всего, в пабе, если вы оставите какие-то монетки, бармен может просто не понять, что это. А вот в ресторане это будет воспринято совершенно нормально».
Если вас обслужили превосходно, особенно внимательно и предупредительно, можно оставить официанту несколько больше, чем принято. Если добавите к чаевым слова благодарности, улыбку и доброжелательное прощание — в следующий раз вам будут рады, учит специалист по этикету и протоколу Алёна Гиль: «Это не благостное пожелание — именно так формируются отношения с персоналом, особенно в тех местах, где вы бываете часто».
Если обслуживание не на высоте, нужно обратиться к метрдотелю — именно он должен уладить ситуацию. Коль скоро все проблемы успешно устранены, чаевые нужно оставить.
Услуги
В той же Великобритании чаевых таксистам не дают. Но там принято округлять счет в большую сторону: нормально воспримут оплату поездки в 4,5 фунта пятью фунтами без сдачи. При этом никто не обидится, если клиент заплатит точную сумму до пенса.
Совершенно обратная ситуация в США: чаевые таксистам составляют порядка 15% от стоимости поездки, и зачастую они включаются в счет.
Популярный блогер, ведущая MTV TOP-20 Валерия Любарская уверена: оставлять чаевые или нет — личное дело каждого. Сама она такой привычки не имеет и оставляет чаевые крайне редко, в качестве комплимента, если сервис был очень хорош, а обслуживающий персонал — крайне приветлив. «Чаевые изначально появились как “взятка” хостесу или метрдотелю, который рассаживал людей, чтобы получить лучшие места,— напоминает Любарская.— Работодатели стали урезать зарплаты и дали надежду работникам на то, что они смогут получать дополнительный доход за счет хороших чаевых. Уверена: персонал, который работает в барах, ресторанах, не имеет права всем своим видом показывать, что ему что-то должны, и требовать чаевых. Повышение зарплат хостесам, барменам и официантам искоренит эту проблему».
Отдельного внимания заслуживает поощрение работников сферы красоты и здоровья. Например, в Китае чаевые строго запрещены законодательно, однако в массажных салонах принято оставлять вознаграждение хорошему специалисту — около 3 долларов в пересчете. Это правило действует практически во всей Юго-Восточной Азии. В Таиланде, например, относятся к чаевым с большой благодарностью.
Премиум-сервис
Путешествия или рабочие поездки класса «люкс» предполагают более солидные траты, в том числе и на чаевые. Конечно, на Мальдивах, перемещаясь на такси-гидросамолете, оставлять денежное «спасибо» пилоту-профессионалу не принято. А вот персоналу яхт — очень даже.
Поощрять консьержа, который бронирует столик в лучшем ресторане, достает билеты на премьеру сезона, вызывает такси или помогает с организацией встречи, тоже обязательно.
По словам основателя агентства Be.Spoken Communications Александра Кулиша, если вы находитесь в дорогом отеле несколько дней, чаевые не обязательно давать ежедневно. Коль скоро вы пользовались услугами консьержа регулярно, в конце пребывания можно оставить 15–20 долларов/евро за все услуги. От стоимости номера это не зависит — все дело в объеме и сложности оказанных услуг. Если консьерж выполняет какие-то сложные вещи, он заслуживает более солидного вознаграждения.
Отдельно стоит отметить услуги батлера — управляющего делами, который решает неслужебные проблемы. У батлера нет стандарта чаевых: загружен он бывает по-разному. «Разброс в чаевых может составлять от 5 до 500 евро,— констатирует Александр Кулиш.— К примеру, батлер распаковывает и упаковывает ваш багаж, готовит для вас Bloody Mary, бронирует столик в ресторане, отправляет вам корреспонденцию, организует трансфер и выполняет еще пару мелких поручений — услуги суммируются. Все вместе может стоить до $100 — зависит от того, насколько вы довольны. Батлеры на виллах и при самых больших номерах люкс могут выполнять работу личного секретаря и более сложные задания — и размер благодарности будет другим».
В общем, при всем разнообразии требований (а равно и ситуаций) вы не обязаны оставлять чаевые и носильщику, и консьержу, и горничной — это просто правила хорошего тона. Правильно обученный персонал не выкажет неудовольствия, не получив вознаграждения. Однако, как известно, психологически комфортнее себя чувствуют люди, которые умеют благодарить за доброжелательное отношение и хорошо выполненную работу.