От титана до золота

Как инвестировать в украшения

Елена Веселая

В непростые и нестабильные времена меняются потребительские привычки: все меньше дорогих покупок — и украшения не стали исключением — совершается под влиянием эмоций, все больше с прицелом на инвестиции. А стоящие инвестиции, как известно, начинаются с приличных вложений. Чтобы сделать осознанный и правильный выбор, выясним: от чего зависит финальная сумма, какая часть стоимости ювелирного изделия приходится на металл, каков вклад уникальности драгоценного камня, а что идет в зачет дизайнерским разработкам, новым технологиям и нестандартным решениям.

Золото. Цена на золото колеблется постоянно: сейчас она поднялась, возможно, в дальнейшем снова снизится. Но на золото в ювелирном украшении приходится ничтожная доля стоимости — тем более что современная тенденция стремится к максимальному облегчению изделий: металл становится практически не виден. Современный ювелирный истеблишмент, Harry Winston и Van Cleef & Arpels, еще в первой половине XX века придумали незаметные закрепки как оду драгоценному камню. Тогда ювелиры стремились убрать металл, чтобы подчеркнуть красоту камней, создать ощущение, что они парят сами по себе. Сегодня сторонники новаторства в ювелирном искусстве считают, что показывать камни в самом выигрышном свете не главное, важно, чтобы само изделие было оригинальным. И лучше, если оно получится тонким, легким и благородным. При этом носить лаконичные украшения рекомендуется "по максимуму": по несколько браслетов, колец и даже подвесок сразу. И современный минимализм тут, понятно, только в помощь привычному назначению украшений — служить свидетельством достатка.

Процесс создания украшений Hemmerle

Титан. Стремление сохранить объем украшений и одновременно сделать их тоньше и легче привело к широкому использованию в высоком ювелирном искусстве этого недрагоценного металла. Еще одно доказательство того, что металл в современном украшении мало чего стоит и еще меньше решает — важно, что из него делается и кто с ним работает. Титан очень легкий, но трудный в работе материал, к тому же способный приобретать разные оттенки при нагревании или химическом оксидировании. Увлечение титаном знавало взлеты и падения — эксперименты в конце 1980-х начал великий JAR (Joel Arthur Rosenthal). Волна, поднятая знаменитым экспериментатором, быстро захлестнула мир — изделия из титана появились в высоких коллекциях Chopard, Tiffany & Co. и других марок. Идею приобретения ювелирных украшений из нетрадиционного металла первыми подхватили экстравагантные покупатели, любители отличиться и владельцы высоколиквидных вещей. Те, кто понимает, что многие часы работы над изделием, легкость в ношении и необычность дизайна могут значить больше, чем уверенность в точном весе классических золота и платины, пошедших на производство украшения. Но авангард — всегда удел меньшинства, хоть тем и ценен. В общем, титан быстро снова оказался в тени.

Hemmerle, серьги, алюминий, белое золото, турмалины, 2017 год

Новый виток интереса в 2010-х пришел с Востока. Ювелир из Гонконга Уоллес Чан показал миру, что из этого металла можно делать сложные произведения искусства, такие, когда вопрос о цене материала даже задавать неловко. Его вещи, показанные на самых важных мировых выставках искусства — TEFAF и Masterpiece,— заставили коллекционеров пересмотреть свои взгляды на современные украшения. Особо осторожные, правда, сомневаются — как будут смотреть на вещи из титана через 50 лет? Но это вопрос общий для всего современного искусства, будь то абстрактная живопись или здания из стекла и бетона. Те, кто собирает современные вещи, часто советуют полагаться только на свое чутье, эрудицию и подкованность — других гарантов ценности новаторства мир еще не придумал. Есть, впрочем, еще один нюанс: личности создателя и владельца играют далеко не последнюю роль.

Бронза, медь, сталь, далее везде. Мало у кого хватает смелости быть в вопросе использования материалов столь же последовательным, как немецкая семейная компания Hemmerle, которая за последние годы вышла в эстетические лидеры ювелирного рынка и уже обросла множеством подражателей. Hemmerle вставляют камни высокого качества в самые простые металлы — в основу выбора положены цветовые сочетания. Если художник считает, что серый бриллиант лучше смотрится в холодной черной стали,— камень попадет в "стальные объятия". Медовые турмалины окажутся в оправе из меди или латуни, синие сапфиры — в титане голубого оттенка. Семейству Хеммерле удалось убедить мир в том, что металл несет лишь эстетическую, а не стоимостную функцию, и что главное — красота украшения. Покупают, правда, эти вещи пока в основном знатоки и коллекционеры, но разговоры о новом способе ведения дел уже идут.

Бриллианты. Само это слово — эквивалент понятия "дорогой". Веру в непоколебимую ценность "главного камня" подорвать невозможно, чем ювелиры всего мира и пользуются. И если говорить о наиболее успешных из них, то это — компания Messika. Предприятие, опять же, семейное: отец торгует бриллиантами, а дочь Валери в рекордно короткое время сумела не только разработать модную ювелирную линию, но и распространить ее по всему миру. Секрет — дух молодости, функциональность, возможность комбинировать украшения между собой, высокое качество, подвижность. И опять же — бриллианты: внушительного размера, редких оттенков, гарантирующие ценность изделия.

JAR, брошь Geranium, алюминий, серебро, золото, бриллианты, 2007 год

Фото: Jozsef Tari / JAR, Paris

В драгоценностях по-прежнему ценятся редкость камней, личность автора, его талант, мастерство ювелиров и закрепщиков


Цветные камни. Со времени появления хита "Бриллианты — лучшие друзья девушек" прошло уже более полувека: для моды совершенно немыслимый срок. И мир постепенно обратил взор на цветные камни. Речь даже не столько о рубинах, изумрудах и синих сапфирах, которые зачастую стоят дороже бриллиантов, сколько о менее известных широкому кругу камнях. В центре внимания благородная шпинель, глубоко-синие танзаниты, ярко-зеленые цавориты, мандариновые гранаты, турмалины "параиба" оттенка моря на Мальдивах, сапфиры чуть не всех цветов радуги и многие другие герои геммологических справочников. Судя по тенденциям мирового ювелирного рынка, именно им суждено расти в цене. В отличие от бриллиантов, экзотических камней в природе становится все меньше — а значит, они будут только дорожать. (Некоторые из них обладают еще и исторической ценностью: например, гигантским центральным камнем в короне Российской империи стала именно шпинель.) Сегодня украшения с этими камнями стоит искать в высоких коллекциях Tiffany & Co., Dior Haute Joaillerie, Louis Vuitton или Chaumet, Van Cleef & Arpels или Giampiero Bodino. Современные дизайнеры смело сочетают разные краски, и возглавляет фантазийный парад Виктуар де Кастеллан, креативный директор ювелирного направления дома Dior.

Горный хрусталь. Сто лет назад, когда зарождался стиль ар-деко, в моду, как и сейчас, вошли крупные формы — украшения должны были быть заметны и в то же время не слишком дороги. Горный хрусталь — прозрачный кварц — сыграл в решении задачи огромную роль. Он придавал украшениям объем, служа увеличительным стеклом или рамкой для бриллиантов. Сегодня вновь невероятно актуален не только сам стиль ар-деко, но и его характерные приемы. Горный хрусталь уверенно вошел в высокие ювелирные коллекции — Cartier, Chanel, Boucheron. Новые технологии позволили расширить возможности этого волшебного минерала — Boucheron в коллекции Hiver Imperial, посвященной России 1917 года, "заковывает" в него бриллианты, как в лед.

Флора и фауна. Ювелиры ХХ века отлично знали, что нужно делать, чтобы люди покупали украшения даже в кризис. Они понимали смысл сентиментального подарка, который — пусть и ненадолго — может развеять тучи. Забавные кошечки-собачки-птички — все, что вызывает улыбку, прочно обосновалось на прилавках ювелирных магазинов и удерживает позиции по сей день. Van Cleef & Arpels выпустили целую коллекцию брошей "Ноев ковчег", в которой "каждой твари по паре": все животные, исполненные грации и любви, представлены парой. Компания Graff, обычно специализирующаяся на геометрии камней, в прошлом году представила броши Lovebirds. Дизайнеры не стесняются открытой сентиментальности, наполняя коллекции самыми простыми полевыми цветами (Dior Joaillerie, Chaumet) и завязывая романтичными бантами (Mikimoto, Garrard, Tiffany & Co.).

Hemmerle, кольцо, бронза, белое золото, бриллиант, 2017 год

За последние 20 лет ювелирная индустрия сделала невероятный рывок — и с точки зрения технологий, и с точки зрения материалов, и с точки зрения эстетики. Украшения меняются — но в чем-то остаются неизменными. По-прежнему в них ценятся редкость драгоценных камней, личность автора и его талант, мастерство ювелиров и закрепщиков. Несмотря на то что человек научился делать синтетические камни, которые не отличишь от настоящих, цена природных камней только растет. Несмотря на шагающий семимильными шагами прогресс, влияние быстрой моды и интернета на выбор покупателей, настоящее всегда будет в цене — и то, что создала природа, и то, что сделал художник. Этим искусство, в том числе и ювелирное, отличается от мастерства.

Вся лента