Аграрное общество и его враги
Алексей Зимин о бульоне из водорослей с грибами
В романе Ивана Тургенева "Отцы и дети" Базаров говорит, что природа — это не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Обычно это высказывание трактуют как пример гуманистического фанфаронства и бездумного отношения к окружающей среде. Или, наоборот, как отражение ренессансной веры в могущество разума и возможность быть не тварью, но творцом.
Обе эти трактовки разумны, но несколько передергивают, собственно, мысль, высказанную Базаровым. В отличие от трактовок он максимально точен и, в сущности, описывает реальную ситуацию, возникшую после аграрной революции времен неолита. Научившись земледелию и скотоводству, человек на самом деле не стал хозяином земли, он стал в лучшем случае наемным работником и даже рабом пшеницы, риса, коров и свиней.
Сегодня теория агрикультурного рабства имеет массу поклонников и в научных, и в обывательских кругах. Об этом пишутся монографии. Существуют специальные диеты, основанные на собирательстве. Есть публика, не принимающая никакого другого животного протеина, кроме как добытого охотой. При всех нюансах и вариациях смысл такого подхода в том, что человек — это не финал пищевой цепочки, не венец экосистемы, а одна из ее частей, как жук короед, сова или жаворонок. В чистом виде, разумеется, эта идеология представлена редко. Чаще всего она бытует в версии русского поэта Державина: "Я царь, я раб, я червь, я бог".
Возможно, кому-то покажется, что все это форма беснования от жира постиндустриального общества, но это не вполне так. Это один из вариантов ответа, который будущее в свойственной ему бесцеремонной манере бросает человечеству.
На сегодняшний день нет доказательств, что традиционные земледелие и скотоводство, пусть даже в самой прокачанной форме, будут способны прокормить десятимиллиардное население планеты в не таком уж и далеком 2050 году. Современная экономика услуг вместе с научно-техническим прогрессом и искусственным интеллектом в качестве важнейшей его компоненты способна в недалеком будущем оставить без работы до 70 процентов населения даже в развитых странах. Соответственно, уровень жизни большинства не даст им возможности покупать растущую в цене экологически нейтральную еду. И им придется рассчитывать на достижения в области генетической модификации или на синтетические продукты. Животный протеин, возможно, большая часть жителей земли будет получать не из говядины и куриной грудки, а из культивированных видов червей, которые, кстати, куда экологичнее, чем курицы и коровы с их упрямым желанием пробить дыру в озоновом слое при помощи естественных отправлений организма.
В качестве постскриптума ко всей этой продуктовой эсхатологии предлагаю приготовить простое блюдо из эпохи до аграрной революции. Союз моря и земли, бульона на основе водорослей конбу и грибов. Лучше белых, в них около 40 процентов белка, чего не скажешь про конбу. Зато конбу, в свою очередь,— это концентрат умами, мясного вкуса. В каком-то смысле заменитель говядины и предсказанных земляных червяков.
Пластинку конбу размером десять на десять сантиметров надо поломать на куски и залить литром воды. Довести до кипения и варить на медленном огне 20 минут. После чего процедить, добавить в бульон нарезанные ломтиками белые грибы и варить еще пять минут. Соли можно не добавлять, там и так все в порядке с выразительностью вкуса и бегством туда, где как будто и не было всего этого неолита, восстания машин и искусственного разума.
Бульон из водорослей с грибами
1 Конбу сушеные (пластинка 10 на 10 см)
2 Белые грибы, свежие или мороженые (100 г)