Экс-главе Дагестана обеспечили высокий статус

Рамазан Абдулатипов стал спецпредставителем президента по сотрудничеству со странами Каспия

Владимир Путин назначил экс-главу Дагестана Рамазана Абдулатипова своим спецпредставителем по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества со странами Каспия. Господин Абдулатипов был отправлен в отставку 3 октября. Как заметил политолог Павел Святенков, эта должность «не дает власти и реального влияния, только позволяет сохранить высокий статус» отставленному главе региона.

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

В четверг Владимир Путин назначил своим указом бывшего главу Дагестана 71-летнего Рамазана Абдулатипова своим специальным представителем по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества с государствами Каспийского региона. Должность, полученная господином Абдулатиповым, по сути, новая. С 2000 по 2004 год при президенте был специальный представитель по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря, и его должность занимал замминистра иностранных дел Виктор Калюжный. Но, как отмечают эксперты, до сих пор вопросы сотрудничества прикаспийские страны решали на саммитах.

«Дагестан выходит к Каспийскому морю, и, скорее всего, экс-глава региона контактировал с государствами Каспия, знает проблемы региона, поэтому под него создали такую должность»,— сказал “Ъ” политолог Павел Святенков. Эксперт считает, что появление такой должности «совсем не означает, что в регионе есть какие-то особые проблемы», а назначение объясняется желанием оформить уход господина Абдулатипова с поста главы Дагестана как «почетную отставку».

Напомним, 71-летний господин Абдулатипов, руководивший Дагестаном с 2013 года, был отправлен в отставку 3 октября. Врио главы республики был назначен вице-спикер Госдумы, глава думской фракции «Единой России» Владимир Васильев. Накануне появления президентского указа господин Абдулатипов выражал очевидное недовольство решением о своей отставке. Выступая 28 сентября перед депутатами Народного собрания Дагестана, он обвинил «людей в Москве, которые на ходу бреют зайцев». «От них страдали мы уже в 90-е годы. И плохо, что они порой навязывают президенту не очень популярные решения. Но решение президента для нас закон»,— сказал он. Тогда же господин Абдулатипов заявил, что у него «есть договоренность» о трудоустройстве,— это будет работа «федерального уровня».

Как рассказала “Ъ” постоянный представитель Дагестана при президенте РФ Изумруд Мугутдинова, господину Абдулатипову была сначала предложена должность представителя президента России в Саудовской Аравии. Но он сам предложил другой вариант, связанный с вопросами, которыми он плотно занимался. Например, он на региональном уровне готовил форум прикаспийских государств, занимался проектом «Каспийский транспортно-логистический комплекс». «Рамазан Гаджимурадович также занимался проблемами Каспия и его роли в жизни прикаспийских государств,— сказала она.— Тема эта для него понятная, хорошо известна ему, поэтому он изъявил желание заняться этой работой. Его инициатива была поддержана».

Сам спецпредставитель президента в четверг заявил ТАСС, что сотрудничество прикаспийских стран должно стать «равноправным», а к развитию региона «нужен комплексный подход». По его словам, Каспий имеет «огромный потенциал, и культурный, и экономический» и в интересах России «развивать интеграционные процессы в этом регионе». Господин Абдулатипов также отметил, что в бытность его главой Дагестана был принят целый ряд проектов по развитию Каспия.

«При желании он может наполнить эту должность содержанием, но она не дает власти и реального влияния, только позволяет сохранить высокий статус»,— говорит Павел Святенков. Он напомнил, что номинальные должности получили в ходе осенней ротации глав регионов еще несколько бывших губернаторов: например, экс-глава Самарской области Николай Меркушкин стал спецпредставителем по взаимодействию с Всемирным конгрессом финно-угорских народов.

Владимир Путин на заседании Валдайского клуба в четверг заверил, что осенняя ротация губернаторов — естественный процесс, а ставка делается на «перспективных технократов», которым дается возможность показать, на что они способны. По его словам, ротация не означает недовольства работой прежних руководителей регионов. «Мы будем и дальше это делать, очень аккуратно и осторожно — с тем чтобы у нас всегда был баланс в губернаторском корпусе, в правительстве, между надежными, искушенными профессионалами и начинающими свой путь в той или иной деятельности людьми»,— заявил президент.

Ольга Лукьянова; Юлия Рыбина, Махачкала

Фотогалерея

Потери и прибавления в губернаторском корпусе

Смотреть

Вся лента