Судьбоносное влечение
Самые знаменитые свадьбы XX века
Можно счесть это парадоксом, но свадьбы, которые вписаны в историю ХХ века, были не самыми дорогими, не самыми пышными или многолюдными. Но это свадьбы, изменившие судьбу выдающихся людей, чьи имена на слуху и в сердце у миллионов; это брачные союзы, хотя бы отчасти определившие лицо минувшего столетия.
Мы выбрали четыре истории о четырех знаменитых парах, за которыми на протяжении многих лет следило большинство современников,— это свадьбы актеров Лиз Тейлор и Ричарда Бертона, журналистки Жаклин Бувье с Джоном Кеннеди, актрисы Грейс Келли с наследным князем Монако Ренье и леди Дианы Спенсер с принцем Чарльзом Уэльским.
Лиз Тейлор и Ричард Бертон познакомились во время сьемок одного из самых дорогостоящих фильмов Голливуда "Клеопатра". Тейлор играла египетскую царицу Клеопатру, Бертон — ее последнего любовника Марка Антония. Роман актеров начался уже на съемочной площадке, но поскольку оба они состояли в браке, то их свадьба стала возможна только в 1964 году, после их развода с прежними супругами и спустя два года после первого знакомства. Лиз Тейлор заказала себе свадебное платье у дизайнера Ирен Шарафф, той самой, что шила ей костюмы для "Клеопатры". Оно стало точной копией платья, в котором актриса появляется в первой сцене картины. Это было желтое платье из шифона, украшенное изумрудной брошью стоимостью в $150 тыс.— подарком жениха. Бриллиантовые серьги на актрисе тоже были подарком Бертона. Прическу Тейлор украсили белые римские гиацинты. Свадьба состоялась в отеле Ritz-Carlton в Торонто, на нее были приглашены только одиннадцать самых близких друзей. "Она была невероятно красива! — вспоминал Ричард Бертон.— Иногда рядом с ней я так нервничал, что почти смеялся вслух. Она была как пожар, голод, чума... Она — чистое вдохновение". За время брака Бертон подарил Тейлор знаменитую жемчужину "Перегрина" (ранее принадлежала Марии Тюдор), колье с бриллиантом "Тадж-Махал". Бриллиант "Крупп" размером в 33,19 карата он купил на аукционе за $300 тыс. и подарил жене на День святого Валентина. "Этот бриллиант должна была носить прекраснейшая в мире женщина,— говорил актер.— Я не мог допустить, чтобы таковой считалась Джеки Кеннеди или Софи Лорен".
Жаклин Бувье можно назвать женщиной, которая сделала себя сама. Сегодня она воспринимается как законодательница моды и красоты не только в Америке, но и в Европе. Но все начиналось совсем по-другому. Она родилась в обеспеченной аристократической семье, но стала работать корреспондентом ежедневной газеты The Washington Times-Herald. Когда ей было восемнадцать, Жаклин и ее младшая сестра Ли заключили тайный договор — уложить в постель как можно больше мужчин. Гор Видал вспоминал: "Джеки тогда получила титул "Дебютантка года" в Ньюпорте. Ей подарили автомобиль — черный Mercury. И она сама мне заявила: "На заднем сиденье моей машины я намерена поиметь множество красавчиков!"" Спустя шесть лет после этой истории на одном из званых обедов она познакомилась с сенатором Джоном Кеннеди, и 25 июня 1953 года пара объявила о своей помолвке. Близкий друг Джона Кеннеди Лем Биллингс вспоминает, что впервые пара занялась сексом на заднем сиденье автомобиля Джона. Дело было ночью. Полицейский увидел стоявшую на обочине машину, которая показалась ему подозрительной. Он подошел к автомобилю и посветил фонариком в окно. К тому моменту Кеннеди уже снял с мисс Бувье бюстгальтер... Джон поднял голову, и полицейский узнал его. "Прошу прощения, продолжайте, сенатор!" — произнес патрульный и удалился.
12 сентября 1953 года в церкви Святой Марии в Ньюпорте (штат Род-Айленд) Жаклин Бувье стала женой будущего президента США Джона Кеннеди. Свадьба состоялась в родной усадьбе Жаклин — в Хаммерсмит-Фарм в Ньюпорте. На венчание было приглашено около 700 гостей, и 1200 — на прием по случаю свадьбы. Платье для Жаклин сшила личный дизайнер Рузвельтов афроамериканка Энн Лоу. На работу ушло два месяца и 50 метров шелковой тафты. Она же сшила десять платьев для подружек невесты. На Жаклин была в этот день старинная кружевная фата, в которой выходили замуж ее бабушка и мама. Своим платьем Жаклин не была довольна, назвав его "абажуром", тем не менее это платье стало самым копируемым среди американок тех лет. Жаклин ввела моду еще на два аксессуара, которые стали копировать все женщины мира. Она носила черные очки, чтобы скрывать за ними свои чересчур широко расставленные глаза, и перчатки, который прятали от людей ее болезненную привычку грызть ногти. Когда Джона Кеннеди попросили одним словом охарактеризовать свою невесту, он сказал: "Фея!"
Грейс Келли родилась в богатой американской семье, но, несмотря на фамильный достаток, все время рвалась к самостоятельности. Она мечтала стать актрисой, ходила в театральную школу, подрабатывала фотомоделью, училась в Американской академии драматического искусства и уже в 20 лет получила первую роль на Бродвее. В 24 года Грейс была выдвинута на "Оскар" за роль второго плана в фильме "Могамбо", а в 1954 году получила "Оскара" за картину "Деревенская девушка". С князем Ренье она познакомилась на Каннском кинофестивале, когда делегация актеров посетила его дворец в Монако. Между молодыми людьми началась переписка, которая завершилась тем, что спустя несколько месяцев Ренье приехал в Филадельфию, чтобы сделать возлюбленной официальное предложение. "Я нашел свою принцессу",— сказал он в тот день. Любопытно, что в качестве приданого актрисе пришлось внести в семейный бюджет $2 млн. Невеста отправилась в новую жизнь на специальном лайнере вместе со своим гардеробом и любимыми собачками, а когда молодые люди встретились, их усыпал цветочный дождь. Это был подарок Аристотеля Онассиса, друга князя Ренье. Платье невесты было создано дизайнером киностудии Metro Goldwyn Mayer Хелен Роуз. Над его изготовлением трудились 30 швей, оно было сшито из тафты цвета слоновой кости и старинных бельгийских кружев, которые принц выкупил из музея. И платье, и кружева были расшиты множеством мелких жемчужин. Сам князь Ренье выбрал для свадьбы военную форму в стиле Наполеона I. Свадебный букет Грейс Келли был очень скромным — из ландышей, а алтарь на ее венчании был украшен гортензиями, лилиями и сиренью.
Свадьба Дианы Спенсер и наследника английского престола принца Чарльза до сих пор воспринимается нами как страница какой-то сказки, которая непостижимым образом воплотилась в реальность. Саму церемонию в мире смотрели около одного миллиарда человек. Восприятию Дианы как сказочной феи во многом способствовало необычное свадебное платье, задуманное ею самой. Оно напоминало диснеевских принцесс — принцесс из сказок, так люди и воспринимали с тех пор эту молодую женщину. Диана хотела платье в викторианском духе, с большим кринолином и воланами. Такой наряд сшили для нее малоизвестные на тот момент дизайнеры Элизабет и Дэвид Эмануэль. Платье было максимально закрытым. На голове Дианы красовалась фамильная диадема рода Спенсер, усыпанная бриллиантами. Платье с воздушной, как безе, юбкой, с огромными пышными рукавами и декольте было сшито из шелковой тафты, украшенной кружевами, ручной вышивкой, стразами и десятью тысячами жемчужин. Главной изюминкой платья был шлейф длиной в восемь метров. Диана несколько дней тренировалась правильно ходить с таким шлейфом. И все равно случился некоторый конфуз: хотя платье было очень легким, его шлейф просто не поместился в стеклянную карету, в которой она ехала к собору Святого Павла, где проходила церемония венчания. Главным украшением Дианы стало кольцо, состоящее из 14 бриллиантов, которые окружали синий сапфир. Годы спустя старший сын Дианы и Чарльза, принц Уильям, подарил это кольцо в знак помолвки своей будущей жене Кэтрин Миддлтон.