Летающий корабль

20 октября 1929 года гидросамолет «Дорнье Х» совершил свой первый полет со 169 пассажирами на борту


Летные испытания Dornier Do X заняли три года, с первого старта летающей лодки в июле 1929 года до приземления в Берлине после перелета из Нью-Йорка в мае 1932 года. В течение этого времени она совершила два трансатлантических перелета из Африки в Бразилию и из Северной Америки в Германию, но ее получасовой полет над Боденским озером 20 октября 1929 года был единственным с пассажирами на борту.

Фото: Wikipedia / Deutsches Bundesarchiv

Гидросамолет Do X компания Dornier-Werke строила пять лет, с 1924 по 1929 год, на швейцарском берегу пограничного между Германией и Швейцарией Боденского озера, потому что, по условиям Версальского мирного договора, Германия таких самолетов строить не имела права. Опыт строительства гидропланов компания имела большой, она, собственно, и начинала в 1914 году со строительства летающих лодок из нового тогда сплава алюминия и меди — дюраля, но на этот раз она строила гигантский по тем временам самолет, который должен на годы вперед определить магистральный мировой пассажирской авиации.

Лодка Do X представляла собой моноплан с 12 двигателями над крылом, по 610 л. с. каждый. Конструкция была типичной для самолетов фирмы Dornier: специальные прессованные профили из дюралюминия в соединении с гладкой жестяной обшивкой из высококачественной стали позволяли создать очень высокую надежность фюзеляжа. Для прочности конструкции моторные гондолы между собой были соединены небольшим вспомогательным крылом. При размахе крыльев 63 м и длине 40 м, Do X при максимальной загрузке весила 56 т, но ее осадка составляла всего 1,05 м. Максимальная скорость полета достигала 211 км/ч, крейсерская — 175 км/ч, дальность полета — 1700 км. Потолок полета — 3,2 км.

В конце 1920-х лодка Do X казалась летающим «Титаником» и настоящим триумфом авиационной науки и техники. Сухопутный самолет таких размеров появился только пять лет спустя, это был советский Ант-20 «Максим Горький» конструкции Туполева, но и он немного уступал по размерам, весу и дальности беспосадочного полета Do X, хотя был мощнее, быстрее и имел потолок полета на километр выше.

Тем не менее, и Do X и две ее копии, построенные по заказу итальянского правительства, оказались невостребованной пассажирской авиацией. Слишком дорогими и слишком медленными были полеты на ней. Пассажирская авиация пошла по пути менее грандиозных, более экономичных и быстрых машин, хотя к гигантомании она возвращалась еще не раз, как только это позволяли новые материалы и новые технологии.

Сергей Петухов

Вся лента