«Платон» набирает вес
Штраф за неоплату проезда будет увеличен в четыре раза
Федеральный центр автоматической фиксации нарушений будет создан в РФ специально для контроля соблюдения правил водителями большегрузов в рамках системы «Платон». Новшество анонсировано Минтрансом и правительством, внесшим в Госдуму законопроект, в рамках которого планируется также увеличить штраф за неоплату проезда в рамках системы с 5 тыс. до 20 тыс. руб. и лишить собственников грузовиков скидки на уплату этих штрафов. В Кремле, в свою очередь, уже анонсировали планы по увеличению тарифа за проезд, но конкретики пока нет.
Законопроект, внесенный правительством в Госдуму (подготовлен Минтрансом, МВД и Минюстом по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова), содержит целый ряд нововведений и уточнений, так или иначе связанных с проездом грузовиков по российским дорогам.
Коррективы вносятся в ст. 12.21.3 КоАП РФ, где установлены санкции для владельцев 12-тонников, не оплативших проезд в рамках системы «Платон». Действующий штраф составляет 5 тыс. руб. за первое нарушение и 10 тыс. руб.— за повторное. Вводится единый штраф 20 тыс. руб., наказание за рецидив отменят. Исключаются также правило «не более одного штрафа в сутки» при фиксации нарушения камерой и 50-процентная скидка на уплату штрафа за неоплату проезда. Ведение административных дел передается из МВД в Ространснадзор, для этого будет создан федеральный центр автоматической фиксации нарушений.
Напомним, система «Платон» введена Росавтодором в конце 2015 года, запуск сопровождался массовыми акциями протеста дальнобойщиков.
В итоге систему запустили с тарифом 1,5 руб. за километр (вместо планируемого 3,7 руб.), но в апреле 2017 года стоимость проезда была увеличена до 1,9 руб.
Власти рассматривают новое повышение уже в 2018 году, заявил на днях помощник президента Игорь Левитин, но цифры назвать отказался. Одновременно с этим Минтранс планирует ввести для пользователей «Платона» скидки, пропорциональные пробегу, заявил глава ведомства Максим Соколов, однако против этой идеи уже выступил Росавтодор: в ведомстве считают действующие тарифы и так «льготными».
Сейчас оплату проезда в рамках «Платона» фиксируют более 480 специальных рамок с камерами и 100 мобильных комплексов. За два неполных года система собрала в бюджет 35 млрд руб., из них 10,8 млрд руб. ушло на дорожный ремонт в 40 городах и регионах, 2,7 млрд руб.— на ремонт аварийных мостов, 9,4 млрд руб.— на строительство новых путепроводов и мостов. В 2018 году Росавтодор ожидает сборы от «Платона» на уровне 30 млрд руб.
Обоснование размеров нового штрафа дано в пояснительной записке. За основу взят базовый тариф по «Платону» 3,7 руб./км, из которого следует, что среднесуточный 1200-километровый пробег на грузовике обходится владельцу в 4,4 тыс. руб.: штраф, стимулирующий к своевременной оплате проезда, должен быть в 4,5 раза больше этой суммы.
Поправки к ст. 12.21.1 КоАП (нарушение правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства) осложнят жизнь уже не только пользователям «Платона», но и всем без исключения грузоперевозчикам. Сегодня установлен штраф до 500 тыс. руб. для владельцев грузовиков, перевозящих негабаритные грузы без спецразрешений.
Впрочем, нарушитель освобождается от ответственности, если докажет, что в момент нарушения (зафиксированного на камеру) грузовик находился в пользовании другого лица.
Этим, объясняют в Минтрансе, пользуются «недобросовестные грузоперевозчики», предоставляя в суды «предположительно фиктивные договоры аренды». Такая практика наблюдается в Вологодской, Костромской, Нижегородской областях, где используются автоматические пункты замера массы грузовика (всего их 34 на территории России). По данным МВД и Ространснадзора, в 2016–2017 годах 9–10% дел (более 23 тыс.) было прекращено в том числе по таким основаниям. При этом реального нарушителя (который указан в договоре) наказать уже не успевают, поскольку истекает двухмесячный срок давности — в Минтрансе намерены увеличить его до полугода.
«Власти потихоньку гнут свою линию»,— говорит координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко, отмечая, что количество владельцев грузовиков, не оплачивающих проезд, по-прежнему велико. «Думаю, в итоге будет трехрублевый тариф,— считает он.— Но сначала надо научиться эффективно собирать то, что есть».
По его словам, во многих регионах перевозчики до сих пор принципиально не платят и не получают штрафов.
При передаче полномочий из МВД Ространсназору (оформлением дел будут заниматься 150 сотрудников), говорит господин Войтко, может начаться «неразбериха».
«Увеличение штрафов, сроков давности позволяют привести рынок перевозок к единому знаменателю, поставить всех участников в равные условия,— говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков.— Увеличение штрафов будет касаться перевозчиков, которые не выполняют требования законодательства. Уклонение от уплаты штрафов, игнорирование сборов позволяет некоторым недобросовестным игрокам рынка необоснованно демпинговать». «Некоторым перевозчикам, выполняющим рейсы на дальние расстояния, выгоднее уплатить штраф раз в день, итоговая сумма выходила меньше, чем плата по тарифу за километры,— говорит технический директор холдинга AsstrA Вадим Плотников.— Конечно, такое нововведение не получит одобрения перевозчиков, так как справедливость, эффективность и необходимость "Платона" не всем понятна. Почему не платят тяжелые автобусы, а тягачи, передвигающиеся без прицепов, обязали платить? К тому же качество дорог после введения платы с большегрузов не улучшается». «Я против такого кардинального повышения штрафов,— добавляет начальник отдела российского экспедирования логистической компании "Даксер" Алексей Черкашин.— Если перевозчик идет на нарушение и не собирается за него платить, то его не остановит сумма штрафа».