"Тенденцию переключения грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный трудно переломить"
экспертное мнение
Тенденция переключения грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный наблюдается уже довольно давно. Но если раньше с железнодорожного транспорта уходили в основном мелкие грузоотправители, осуществляющие перевозку максимум повагонными отправками, или владельцы высокомаржинальных грузов со средними расстояниями доставки, то в последние годы тенденция переключения усилилась, и автотранспортом уже перевозят достаточно большие партии грузов совершенно разной номенклатуры: от угля до металлов. При этом автотранспортом сейчас возят грузы на расстояния, превышающие 3 тыс. км.
В первую очередь с железнодорожного транспорта начали мигрировать скоропортящиеся грузы, зерно и продукты перемола, различная техника, в том числе автомобили, и прочие несырьевые товары. Например, коэффициент перевозимости мороженой рыбы железнодорожным транспортом с 2010 года сократился с 0,21 до 0,12. Сейчас на многих маршрутах для перевозки рыбы используют грузовые автомобили. Из Мурманска в Москву и область на протяжении уже многих лет морские биоресурсы перевозят автотранспортом, что связано с сезонностью и небольшими объемами отправок. Наиболее показательным с точки зрения переключения скоропортящихся грузов является анализ изменения объемов перевозок железнодорожным транспортом пива: поставщики начали использовать автомобильный транспорт не только при перевозке его на расстояние до 1 тыс. км, но и на 2 тыс. км, и на 3 тыс. км.
Значительные объемы зерна и продуктов перемола также ежегодно переходят на автотранспорт. В первую очередь это связано с тем, что основными регионами производства зерна являются Краснодарский и Ставропольский края, откуда зерно преимущественно перевозят в порты Азово-Черноморского бассейна для поставок на экспорт. Расстояние небольшое, и потому грузоотправители активно используют грузовые автомобили. Кроме того, жесткого контроля за автоперевозками (особенно внутри регионов) нет, в связи с чем машины эксплуатируются с перегрузом. Известны случаи, когда грузовики перевозили вдвое больше допустимого.
В других регионах России у многих грузоотправителей зерна просто нет альтернативы железнодорожному транспорту при перевозке на некоторых маршрутах (например, из центральной части России на экспорт), а если возможность использовать другой вид транспорта была, то она уже давно реализована. В связи с этим грузоотправители вынуждены мириться с отсутствием координации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте, что особенно заметно сейчас, когда вагонов для перевозки зерна недостаточно для покрытия пикового спроса. К тому же наблюдается дефицит маневровых локомотивов, а склады и элеваторы уже почти целиком заполнены.
К сожалению, такие случаи встречаются не только при перевозке зерна. Многие металлурги тоже используют автотранспорт для транспортировки своей продукции. При этом известны примеры, когда металлургические заводы проектируются без подключения к железной дороге. С 2010 по 2016 год объем производства черных металлов в стране вырос на 7,2%, до 191,9 млн тонн, а железнодорожная погрузка по этой номенклатуре за тот же период сократилась на 2,5%.
Кроме того, в последние годы для перевозки угля активно закупаются китайские грузовики. Десять лет назад даже не предполагалось, что значительные объемы угля будут перевозиться автомобилями.
Так с чем связано переключение грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный? Для грузоотправителя при выборе вида транспорта важными являются два фактора: стоимость перевозки и срок доставки. При этом в ряде случаев грузоотправителю нужно не максимально быстро перевести груз, а доставить его точно в срок. На автотранспорте практикуется доставка груза клиенту по графику, и отклонение от него возможно не более чем на три часа. Железнодорожный же транспорт предлагает услугу перевозки грузов по расписанию, преимущественно для массовых грузов маршрутными отправками. Кроме того, перевозка ряда грузов обходится дороже, чем автотранспортом. Например, при доставке продуктов питания железнодорожный транспорт выгоднее автомобильного только на расстояниях, превышающих 4 тыс. км.
Тренд переключения грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный трудно переломить. При этом переключаться будет практически вся номенклатура грузов, перевозимых по железной дороге. Ограничивающими факторами при этом будут состояние и пропускная способность автодорожной сети, размер парка грузовых автомобилей, а также стоимость автомобильной перевозки.