Египетские контракты укрепили банком
Впервые за три года в России начинает работу иностранный игрок
Несмотря на турбулентность на банковском рынке, в России, открыв представительство, начинает работу один из крупнейших египетских банков — Misr. Не исключено, что через два года он зарегистрирует полноценную «дочку». Впрочем, эксперты считают, что в России Misr сможет занять лишь узкую нишу по обслуживанию контрактов с Египтом.
В понедельник Misr объявил о начале деятельности в России. Представительство, согласно реестру ЦБ, банк зарегистрировал еще год назад, однако к экспансии приступает только сейчас. Misr — первый иностранный банк, который выходит на российский рынок за последние три года. Последним был Agricultural Bank of China (Чайнасельхозбанк), «дочка» которого работает в нашей стране с сентября 2014 года.
Misr был основан в 1920 году и сейчас входит в четверку крупнейших банков Египта. Банк владеет значительными долями в 160 проектах, в том числе в топливно-энергетической, строительной и авиационной отрасли, сфере связи и туризма. Сеть банка состоит примерно из 600 подразделений на территории Египта, Объединенных Арабских Эмиратов, Франции, Ливана и Германии.
Misr намерен сконцентрироваться на поддержке межгосударственных контрактов между Россией и Египтом, сообщили в банке. Самый крупный российский проект в Египте — строительство четырех блоков первой в стране АЭС стоимостью $25 млрд с использованием российского госкредита. Кроме того, у «Роснефти» есть небольшой контракт на поставку СПГ в Египет (проводится через швейцарскую Rosneft Trading), а также доля в 30% в проекте освоения газового месторождения Zohr на шельфе страны. Также еще в феврале 2016 года Москва и Каир подписали меморандум о создании российской промзоны в районе Суэцкого канала (Порт-Саид), где должны были создаваться сборочные производства российских машиностроительных компаний для сбыта продукции в Африке и на Ближнем Востоке. По данным Misr, большое число российских компаний хочет инвестировать в промышленную зону города Порт-Саид и в проект по сооружению атомной электростанции в Эд-Дабаа, в развитие заводов по обработке железа и стали.
В то же время Misr, как отметили в банке, не готов работать с организациями, подпавшими под действие санкций. «Американские или европейские санкции не накладываются на все российское деловое сообщество. Существует много отраслей экономики, которые не подпадают под их действие,— указали там.— Безусловно, наш банк не будет взаимодействовать с организациями, которые подпадают под действие санкций».
При этом не исключено, что через два года Misr зарегистрирует в России полноценную «дочку». «Банк аккредитован как представительство до середины сентября 2019 года. За полгода до окончания этого срока будет приниматься решение о формате дальнейшего существования в качестве полноценной кредитной организации»,— сообщили в банке.
В случае открытия «дочки» в России Misr сможет занять лишь узкую нишу по обслуживанию внешнеторговых операций с Египтом, считают эксперты. «Мы видим, что иностранные банки, в основном западные, наоборот, уходят из России. Отчасти это связано с санкциями, отчасти со стагнацией российского банковского сектора, отчасти с внедрением в Европе регуляторами новых требований в контексте “Базеля-3”,— комментирует заместитель гендиректора “Интерфакс-ЦЭА” Алексей Буздалин.— Египетский банк в России, если у него есть потенциальная клиентура, сможет занять свою нишу, но она будет невелика». «Россия при текущих экономических перспективах не является приоритетным направлением для экспансии, и банк сможет работать только в узкой нише»,— считает руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук. При этом, по словам господина Буздалина, если в российской экономике ситуация изменится, то, уже будучи здесь, банк сможет быстро вырасти.