«Ясности ждать не стоит»
Дмитрий Дризе — о действиях кабмина в предвыборный период
Правительство вспомнило о непопулярных мерах. По данным СМИ, вместо повышения пенсионного возраста вновь решили обсудить увеличение трудового стажа. На это отреагировал бизнес-омбудсмен Борис Титов, который заметил, что в пенсионной системе накопилось слишком много проблем, и одним повышением пенсионного возраста их не решить. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что для правительства начинается очень сложный период, когда нужно отвечать на неудобные вопросы.
Предвыборная кампания стартовала, спарринг-партнер определился. Основной участник пока формально не объявлен, но это дело времени. И вот на первый план выходит самое главное — какие изменения нас ждут в социальной сфере, чего ждать в разделе «о хлебе насущном». Вопросов здесь очень много, и они неизбежно будут подниматься в ходе встреч с избирателями. Кстати, эта тема абсолютно провальная для Ксении Собчак — она кандидат «против всех», и что она может здесь сказать, пока совершенно непонятно. Зато это конек системной оппозиции. Здесь им нет равных — они радетели прав униженных и оскорбленных.
Понятно, что социальная тема волнует пенсионеров, а именно они, чтобы там ни говорили социологи и политологи, являются главным российским избирателем. Есть группа основных вопросов, например, насколько предполагается проиндексировать пенсии и зарплаты бюджетникам, насколько вырастут тарифы ЖКХ, будет или нет, наконец, повышен пенсионный возраст, какова судьба накопительной части пенсии, ожидать ли повсеместного повышения налогов, что будет с медициной и образованием — станут ли они в итоге платными или нет.
Четких ответов на эти вопросы нет, есть лишь предложения от министров экономического блока, в частности, повысить не пенсионный возраст, а минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию. Или вот министр финансов Антон Силуанов не исключает того, что пенсии в России в 2018 году могут быть проиндексированы на уровень выше инфляции. Правильно, потому что инфляция ожидается низкая, и повышение выплат на такой процент перед выборами вызовет, скорее, не критику, а раздражение электората. Но тогда возникают новые вопросы от либеральных и не только экономистов, ведь выборы — это неоправданная нагрузка на бюджет, и кто в итоге заплатит за обещания власти? Ответ напрашивается сам собой — избиратель, кто же еще, за счет увеличения налогов и иных сборов.
Так что правительство в очень сложном положении — надо как-то исхитриться и сохранить макроэкономические показатели, при этом обрадовав, насколько это возможно, избирателей, причем разные группы: пенсионерам — индексацию, либералам — реформы, бизнесменам — ослабление давления силовиков. Многочисленные экономические программы убраны в стол, потому что там есть непопулярные меры. Это сейчас табу.
Однако социальную тему обсуждать все-таки придется. И этот день неотвратимо приближается. Что же скажет правительство? Во-первых, пенсии точно проиндексируют выше инфляции, это неизбежно, без этого никуда. Что же касается всего остального, так называемых «непопулярных мер», здесь важно не сказать ничего и при этом не испугать, не оттолкнуть. Поэтому формула такая: сейчас повышение пенсионного возраста и налогов не обсуждается, а спустя какое-то время — может быть. Но это уже забота опять не будущего президента, а кабинета министров, опять, же будущего. Кризис мы прошли, доходы растут. По крайней мере, данные анализа и статистики об этом свидетельствуют. Так что ясности ждать не стоит. Непопулярные меры останутся тайной за семью печатями. О них предложат не думать, а сосредоточиться на положительных моментах — стабильности и защите от мирового хаоса, цифровизации и гибкости.