«Роснефть» вышла на взлетную полосу
Зачем компании земля рядом с аэродромом Кубинка
«Роснефть» купила участок земли рядом с подмосковным аэродромом Кубинка, на котором базируются пилотажные группы российских ВВС «Стрижи» и «Русские витязи». Ранее этот актив принадлежал бизнесмену Сулейману Керимову, который планировал сделать из него терминал бизнес-авиации, но проект не состоялся. Зачем земля нужна «Роснефти»? И может ли у нее появиться собственный аэропорт? Выяснял Владимир Расулов.
«Роснефть», а если точнее, ее «дочка» — компания «РН-Аэрокрафт», приобрела землю в Кубинке еще в июле, но известно об этом стало только сейчас. Эти участки в далеком 2010 году на аукционе Минобороны купил холдинг «Нафта Москва» Сулеймана Керимова. Сумма сделки превысила $7 млн. Никакой инфраструктуры на земле рядом с военным аэродромом не было. Инвестор планировал построить там собственный бизнес-терминал, но не сложилось. ЗАО «Аэропорт Кубинка» потом снова поменяло владельца, и в итоге оказалось в руках «Роснефти». Пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев не стал конкретизировать, с какой целью куплена эта земля: «Мало ли что мы планируем с этим сделать? Аэропорт, как минимум, это структура, которая имеет соответствующие сертификаты. Для этого надо иметь взлетную полосу, диспетчерские службы, необходимо договориться с Министерством обороны. Сейчас там нет ничего. Мы приобрели определенный актив на выгодных для нас условиях и дальше имеем возможность думать, что с ним делать».
Эксперты, опрошенные «Коммерсантъ FM», не исключили, что землю рядом с военным аэродромом «Роснефть» выбрала неслучайно. В июле газета «Ведомости» сообщила, что компания в этом году может потратить на вертолетные перевозки более 20 млрд руб. и стать крупнейшей в мире по этому показателю. Одних только итальянских многоцелевых вертолетов AgustaWestland АW139 насчитывалось 10 штук. Кроме того, из люксовых машин имеются два новейших AgustaWestland АW189, причем до 2025 года их планируется закупить еще 150. Также у компании есть 12 российских вертолетов Ми-8 в разных модификациях.
Возможно, аэродром в Кубинке позволит разместить часть этого парка, говорит управляющий директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин: «"РН-Аэрокрафт" управляет определенным парком воздушных судов — и вертолетами, и самолетами. Возможно, понадобилось какое-то место их базирования. На Дальнем Востоке есть несколько аэродромов, где точно так же одновременно взлетают военные самолеты и садятся гражданские. Возможно, действительно в "Роснефти" посчитали, что им выгоднее иметь свой терминал, нежели арендовать его в существующих гражданских аэропортах».
Помимо вертолетов, топ-менеджмент «Роснефти» летает в командировки на бизнес-джетах. По разным оценкам, у компании их не менее 10. В основном эти самолеты базируются во «Внуково-3». Собственный аэропорт мог бы оказаться удобнее для «Роснефти». Но для его строительства понадобятся серьезные капиталовложения, подчеркивает руководитель портала о деловой авиации BizavNews.ru Дмитрий Петроченко: «Нужно будет построить пассажирский терминал и ангары для всесезонного хранения воздушных судов. Кроме того, необходима рулежная дорожка, которая будет выводить на взлетно-посадочные полосы. Вообще, необходимо привести аэропорт в Кубинке ко всем международным стандартам. Это может стоить от $15-20 млн и выше. Это очень "длинные" деньги, инвестиции, которые окупятся, возможно, через семь-восемь лет».
Для создания собственного аэропорта у «Роснефти» уже есть пример. С 1997 года в подмосковном Остафьево базируется «Газпромавиа». Самолетами и вертолетами «дочки» «Газпрома» летают не только его сотрудники. Компания также выполняет чартеры на внутренних и международных линиях. Возможно, и «Роснефти» недалеко до собственной авиакомпании.
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в июле «Роснефть» получила еще несколько вертолетов. Ее дочерняя компания купила вертолетного оператора «Арт Авиа». В его парке — 11 итальянских многоцелевых вертолетов AgustaWestland и пять российских Ми-8.