«Снятие ограничений является большим плюсом»

Олег Богданов — о либерализации валютного контроля

Министерство финансов предлагает «модернизировать» правила валютного контроля — в частности, наделить правительство и ЦБ правом вводить жесткие ограничения в кризисные периоды. Об этом сообщает газета «Ведомости». Против такого предложения уже выступили в Минэкономразвития. Экономический обозреватель «Коммерсантъ FM» Олег Богданов в прямом эфире разбирался в сути инициативы Министерства финансов.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Изначально Минфин предлагает внести очень серьезные изменения в федеральный закон о валютном контроле, сделать серьезное послабление — речь идет о либерализации законодательства в этой сфере. Если мы сейчас откроем этот федеральный закон, то найдем там огромное количество ограничений для физических и юридических лиц по транзакциям за границу – так, основания для переводов все буквально прописаны. Для физлиц, в частности, есть ограничение — $5 тыс. в течение одного банковского дня. Сейчас Минфин предлагает все эти ограничения снять как для физических, так и для юридических лиц. То есть в период стабильности, в период спокойной обстановки все трансграничные операции должны совершаться без всяких ограничений, которые сейчас законом предусмотрены. Это большой шаг вперед — российские граждане получат возможности переводить валюту, видимо, в неограниченных объемах во все государства-члены Организации экономического сотрудничества или FATF. В список стран, в которые можно переводить, войдут 37 государств — в том числе Великобритания, США, Израиль, Бельгия, Австрия, Австралия. Но не попадает туда Кипр, который многих интересует с этой точки зрения — у многих граждан России счета в этом государстве. А для стран, не входящих в этот список, остаются старые нормативы. Поэтому очень любопытные изменения, если они будут сделаны — граждане получат очень серьезное преимущество и очень серьезную свободу по своим валютным операциям.

Далее, естественно, Минфин предлагает в случае кризисных явлений ужесточать законодательство о валютном контроле. Вернее, речь идет не об ужесточении — у нас и так достаточно жесткие меры принимаются, — а о выработке критериев, которые бы позволили Центробанку и правительству принимать меры валютного контроля при наступлении кризиса — то есть только в особых обстоятельствах. Но, естественно, важны критерии — как определить, является ли явление кризисным? Уже на форуме «Россия зовет» заместитель министра финансов Владимир Колычев сделал разъяснение: речь будет идти о критериях, которые будут касаться оттоков капитала и вывода средств из банков — будут, видимо, определенные параметры поставлены по оттоку капитала, и если цифра приближается к этим уровням, значит, вводится ограничение или жесткие меры по продаже валютной выручки, ограничение на переводы в валюте, ограничение тех лиц, которые имеют доступ к валютным операциям. Пока два критерия названы. И определение параметров в этом направлении сделает картину более ясной и понятной для финансового сообщества.

В целом процесс будет яснее: во-первых, будет либерализовано законодательство в валютном контроле, может быть, там будут полностью сняты ограничения, что является большим плюсом; во-вторых, будут созданы, сформулированы критерии, согласно которым будут понятны действия российского правительства и российского Центробанка в кризисные периоды, что для финансового, банковского сообщества имеет первостепенное значение. Поэтому я бы оценивал данное предложение Минфина как очень прогрессивное.

Вся лента