Производители контрафакта заплатят за свое наказание

Как Минпромторг будет бороться с подделками

Рынок люкса избавят от подделок: российские власти придумали, как бороться с многочисленным фальсификатом. Согласно предложению Минпромторга, в следующем году поменяется порядок уничтожения контрафактной одежды, обуви и аксессуаров. Теперь оплачивать хранение, транспортировку и утилизацию подделок будет не государство, а непосредственный владелец товаров.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Мера, которую предлагает министерство, позволит одновременно сэкономить бюджетные деньги и наказать нарушителей, отметил президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. Однако впоследствии придется вводить и другие ограничения, добавляет эксперт: «Одна единственная мера какой даст результат? Невеликий. Но, тем не менее, это не значит, что меру не надо вводить. Но параллельно заниматься введением остальных мер — чипирования, создания реестров производителей. То есть это более серьезное отношение к учетной политике, решение вопросов стандартизации и оценки качества — комплексный подход. Но то, что этот вопрос встал — это правильно, потому что контрабанда во всем мире считается достаточно тяжким преступлением».

По данным Минпромторга, рынок поддельной одежды и обуви в этом году достиг рекордных показателей — его объемы превышают 1 трлн рублей. Каждая третья вещь на российских прилавках сейчас – копия, или так называемая «реплика» оригинала.

Однако в российских реалиях серьезная борьба с контрафактом может обернуться ростом коррупции, заявил руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский: «Вопрос — как это будет администрироваться? В данном случае — органами внутренних дел, потому что отчасти это может увеличить коррупционную составляющую, чего нельзя списывать со счетов. А так — мера не новая, такие меры во многих европейских государствах введены».

По данным Всемирной таможенной организации, главным производителем подделок остается Китай, а самым часто подделываемым в мире товаром — кроссовки Nike.

С 2009 года в странах Евросоюза действует законодательный запрет не только на продажу поддельных вещей люксовых брендов, но и на их приобретение. Особенно распространены соответствующие штрафы во Франции и Италии. Так, летом 2010 года в итальянском курортном городе Езоло была оштрафована на €1 тыс. туристка из Вены за покупку на улице подделки Louis Vuitton за €20. Сотрудники полиции взяли туристку с поличным.

Китай ужесточает свои законы о товарных знаках с момента вступления во Всемирную торговую организацию в 2001 году. В августе этого года компания New Balance получила более $1,5 млн после того как обнаружила, что местные производители обуви использовали логотип бренда. Эта компенсация стала самой большой в истории судебных споров о товарных знаках в Китае.

Власти США неоднократно включали китайского интернет-ритейлера Alibaba в список «пиратских рынков» из-за массовых продаж нелицензированной продукции. Последний раз — в декабре 2016 года. По мнению руководства страны, наиболее значительный объем контрафакта приходит в Америку именно через этот сайт.

Ранее в Ассоциации компаний интернет-торговли придумали свой способ борьбы с подделками — вскрывать на таможне часть посылок, идущих из-за рубежа, и в случае обнаружения контрафакта тут же уничтожать «фейк».

Анастасия Ройзман

Вся лента